29.03.2012 14:37 Любовь Наряднова
Очередное заседание совета фракции КПРФ вновь стало необычным. В его работе приняли участие депутаты Советов депутатов Маслянинского, Болотнинского, Колыванского районов области. В повестке вопрос об итогах проверки контрольно-счетной палатой области исполнения бюджетов муниципальными образованиями (МО) Маслянинского района.
Целью постановки такого вопроса стало рассмотрение на примере материалов КСП типичных ошибок и нарушений, происходящих при формировании и исполнении бюджетов, включая также и деятельность МО районного звена.
– КСП предоставило нам прекрасную возможность, – отметил руководитель фракции Виктор Кузнецов, – оценить уровень экономической работы и финансовой дисциплины в МО поселенческого уровня, подготовленность кадров, необходимость подключения депутатов к этим проблемам.
Уже из общей характеристики района можно было понять, что его экономика явно не способна обеспечить не только должное наполнение, и бюджет дотационен на 96%, но и, как следствие, должное жизнеобеспечение населения. Каждый третий трудоспособный маслянинец не имеет работы.
Между тем район обладает хорошими климатическими условиями для ведения сельского хозяйства. Некогда успешное животноводство уверенно обеспечивало устойчивую работу перерабатывающих предприятий. Но сегодня не дает существенных вкладов в экономику района даже традиционное для района льноводство, несмотря на многолетнюю федеральную поддержку этой отрасли в районе. За последние годы не стало 8 хозяйств.
Как следует из предложений администрации района, там до сих пор не владеют информацией о налогоплательщиках и налоговых должниках, а, следовательно, должной работы по наполнению бюджета не ведется.
Депутаты отметили, что Правительством области принято направление по закреплению большей доли налогов на уровне муниципальных образований поселений. Понятно, что если при закреплении налогов за МО к работе по наполнению бюджетов подключится каждое из них, понимая, что несобранные налоги — это потери их бюджетов, то дело, безусловно, будет поправляться. Однако и такое начинание не получит развития, если в районе не будет принята методика долгосрочного закрепления налогов в сельских поселениях, а подготовленность финансовых работников, финансовая дисциплина в МО останутся на прежнем уровне.
Многочисленные примеры разного рода нарушений, зафиксированные КСП в районе, стали ярким тому подтверждением. Как, к примеру, можно построить дорогу на закрепленных в собственности землях, даже не уведомив об этом собственников? И почему построенный водопровод не стал собственностью МО? Множество случаев нарушений по незнанию бюджетного законодательства. Между тем, при всей самостоятельности 13 сельских МО, обучить их финансовых работников правильному ведению документации при желании может и должна администрация района.
Материалы Контрольно-счетной палаты области были переданы депутатам районов с предложением внести их на рассмотрение сессии района.
Существенно дополнили повестку заседания районные депутаты, рассказав о своей работе с избирателями, о многих обращениях в правоохранительные органы в целях защиты их прав. Среди обсуждаемых проблем оказались проблемы нарушения исполнительной властью района законодательства при обеспечении жильем ветеранов войны. В результате для восстановления законности пришлось законодательство области привести в полное соответствие федеральному. Теперь на правовом поле проблем нет, но в жизни они еще остаются, и депутаты добиваются их решения.
Проблема Маслянинского района заключается не только в невыделении жилья ветеранам, но и детям-сиротам. Не удивительно, что местная власть, как, впрочем, и во многих регионах России затягивает решение этого вопроса. Федеральный же закон до сих пор содержит норму о том, что по достижении возраста 23 лет сирота теряет право на получение жилья. Чиновникам остается только находить причины неисполнения государственных гарантий и тянуть время.
Не согласились с такой позицией власти депутаты Маслянинского районного Совета депутатов. Длительная борьба за права этих детей получила поддержку и в прокуратуре, и в областном суде. Но опять местная «заковыка» — постараться втиснуть девятерых ребят в 60 кв. метров. Должна же, наконец, проснуться-то законобоязнь у носителей районной власти! Или депутаты вместе со своими избирателями вновь и вновь должны прибегать к акциям протеста, обращаться в федеральные органы?
Целый ряд вопросов, с которыми обратились прибывшие на заседание граждане, значительно увеличили негативное впечатление о ситуации в районе. Проблем в целом обнаружилось предостаточно, и со многими из них придется разбираться и разбираться. Но что беспокоит? Явно ненормальная, грубо прессинговая ситуация, в которой депутаты вынуждены защищать законные интересы своих избирателей. Почему депутат, чтобы добиться четкого исполнения закона, должен всякий раз идти в прокуратуру, в суды, обращаться в различные инстанции? В этом ряду, кстати, и то самое обращение ветеранов, странным образом, без выяснения обстоятельств оказавшееся на страницах газеты «Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области».
Неужели у руководителей района недостает политической и, наконец, гражданской зрелости, чтобы своевременно и законно реагировать на обращения депутатов? А как в принципе построено взаимодействие исполнительной власти с депутатами, что там за странная паритетность в их взаимодействии? Или это все тот же примитивный стиль — я глава, мое слово последнее?
Встреча во фракции еще раз подтвердила необходимость усиления совместной работы депутатов-коммунистов, работающих в разных уровнях законодательной власти и представительных органах местного самоуправления. И такие встречи планируется сделать регулярными.