21.10.2011 13:02 Николай Иванов
Чиновники Новосибирской области радостно рапортуют о миллионах, которые им удалось сэкономить на открытых аукционах. Но забывают сказать, что заставить их проводить аукционы по всем нормам закона заставили контролирующие органы и огласка в СМИ.
Неделю назад Министерство здравоохранения Новосибирской области радостно рапортовало о том, что им удалось сэкономить на закупках медоборудования и капремонтах медучреждений более 250 млн. рублей. И всё это — благодаря грамотно организованным конкурсам.
– Специалисты Минздрава Новосибирской области сэкономили более 250 млн. рублей из средств программ развития здравоохранения благодаря аукционам на закупку оборудования и проведение капитальных ремонтов, – сообщила Тайге.инфо 14 октября пресс-секретарь министерства Александра Белкина. – Затраты на капитальные ремонты лечебно-профилактических учреждений Новосибирской области были сокращены на 82,7 млн. рублей благодаря удачному выбору подрядчиков. В части оборудования удалось сохранить для дальнейшего использования 170,6 млн. рублей.
Новость, конечно, радостная, поскольку появятся дополнительные средства на реализацию других программ в сфере здравоохранения. Но всё же следует внести ясность. Деньги были сэкономлены скорее не благодаря, а вопреки желанию Министерства.
Еще в августе нынешнего года в «Новой газете», а затем и в других печатных и электронных СМИ Новосибирска появилась информация о многочисленных нарушениях, которые допускает Минздрав Новосибирской области при организации конкурсов по закупке медицинского оборудования.
«Участники рынка медтехники не могут пробиться на конкурсы, которые с июля этого года начал проводить Минздрав НСО. Аукционы один за одним отменяет Управление федеральной антимонопольной службы по НСО. Причина — массовые нарушения двух законов: закона о госзакупках и закона о конкуренции.
Нарушения, которые допускает министерство, связаны не только с техническими параметрами «под конкретного производителя», но и с объединением в одном лоте различного оборудования. При этом вновь на заседании комиссии УФАС представители Минздрава не могли внятно объяснить, почему в одну кучу смешали оборудование для лечебно-профилактических учреждений разного уровня, которое ни технологически, ни функционально между собой не связано.
Всего в июле Минздрав НСО объявил более шестидесяти аукционов на закупку медицинской техники на общую сумму 1 млрд. 304 млн. 277 тыс.160 рублей. Из тех, что уже успели провести, восемнадцать торгов УФАС отменил из-за нарушений законодательства. А это ни много ни мало почти на миллиард рублей. Любопытная статистика. В тех 16 торгах на сумму около 40 млн.рублей, что все же состоялись, в 13 случаях был допущен всего лишь один участник. Экономии, ради которой федеральные власти вообще-то затевали госзакупки, не вышло НИКАКОЙ. В оставшихся трех случаях участвовало по две фирмы. Общая сумма этих четырех торгов всего-то 4 миллиона 240 тыс. рублей. Но — экономия сразу составила 30% (1 млн. 300 тыс. рублей)», – пишет «Новая газета» (№94, 26.08.2011).
В публикациях говорилось о том, что порядок организации торгов даёт возможности для коррупции. На это же указывал и Антимонопольный комитет. Губернатор Василий Юрченко предпринял попытку «приструнить» слишком принципиальный УФАС, обратившись с письмом в областную прокуратуру. В своём письме он фактически оправдывает противоречащие законодательству действия сотрудников Минздрава. Однако понимания в этом вопросе у прокурора области Евгения Овчинникова губернатор не нашёл. Прокуратура заняла объективную позицию. Да и как могло быть иначе, если скандал, связанный с нарушениями в проведении торгов, вылился в публичное пространство. Под давлением общественности и надзирающих органов, Минздрав был вынужден наконец провести торги с соблюдением законодательства. И оказалось, что это возможно. И эффективность таких торгов налицо. А вот кто оказался бы в выигрыше, если бы дело не получило огласку? Как показывает практика, публичность — одна из самых действенных мер в борьбе с нарушением закона. И очень сильный инструмент гражданского общества по контролю над действиями органов власти. Власть не должна забывать, что обязана действовать в интересах граждан, слышать граждан и отчитываться о каждом своём шаге.