29.03.2011 10:49 Анатолий Дмитриев
26 марта 2011 года в Подмосковье состоялся VIII совместный Пленум ЦК и ЦКРК КПРФ, главным пунктом повестки которого стал доклад первого заместителя Председателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова «Развитие науки и образования – важнейшее условие социалистической модернизации России». От Новосибирской области в работе пленума приняли участие первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть и председатель КРК Виктор Булаев.
В мае прошлого года на сайте Минобрнауки РФ был выставлен проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который обычно называют интегрированным, хотя, по мнению многих экспертов фактически в законе речь идет о попытке создания образовательного кодекса. Значительная часть организаций, представляющих образовательное сообщество, а так же некоторые экспертные советы при профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации признали этот проект неудовлетворительным. В результате движением «Образование — для всех» при поддержке фракции КПРФ в Госдуме был разработан альтернативный законопроект, одним из основных пунктов которого является бесплатное и доступное высшее, среднее, средне-специальное и дошкольное образование.
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, выступая на пленуме, отметил необходимость повышения статуса учителя. КПРФ предлагает стипендии, те выплаты, которые получают студенты и аспиранты, поднять до уровня прожиточного минимума, т.е. не менее 8 тыс. рублей.
На пленуме выступали ректоры вузов, представители Академии наук, которые говорили о том, что сильно снизился образовательный уровень приходящих в вузы студентов. По словам первого секретаря Новосибирского обкома КПРФ Анатолия Локтя, руководители предприятий отмечали, что все чаще выпускников вузов, с приходом на предприятие, приходиться доучивать.
– Финансирование науки ведется не на должном уровне. Фактически прекращается финансирование Российской Академии наук, которой предлагается зарабатывать деньги самостоятельно. В истории нашей страны государство всегда финансировало науку, начиная с времен Перта Первого и Ломоносова, – рассказал Анатолий Локоть. –Государство должно стимулировать потребность научных разработок. Необходимо уделять особое внимание обновлению исследовательской базы Российской Академии наук. Основная часть финансирования, которая идет в РАН, уходит на выплату заработной платы. Без планового обновления оборудования падает уровень исследований.
Одним из ключевых моментов пленума стало выступление Жореса Алферова, который поднял вопрос о централизации науки.
– С точки зрения управления это выглядит логично, однако это может нести большую опасность для дальнейшего развития науки. От государства нужна помощь и заказ, – сказал Жорес Алферов. – Когда во время первой социалистической модернизации решалось, кто должен возглавить науку, перед Лениным было несколько кандидатур – ученый и опытный управленец. Ленин во главе поставил ученого, а управленца сделал его первым заместителем. Ученые должны принимать решения, а администрированием должны заниматься управленцы.
Анатолий Локоть пояснил, что в России сейчас «система управления» такова, что сначала «пилят» деньги, а потом решают, куда их вложить. Ярким примером такого подхода является корпорация «Нанотехнологии», куда сначала вкачали около двухсот миллиардов рублей, а теперь принимают решение, куда их вкладывать.