15.10.2020
… Это приведет к еще большим противоречиям между федеральной властью и населением крупных городов, которые мы наблюдаем в последнее время на всех выборах …
В Госдуму хотят внести законопроект, позволяющий губернаторам регионов увольнять мэров в связи с утратой доверия. Это фактически ставит крест на волеизъявлении граждан и прямых выборов глав городов-миллионников.
Новая поправка в Конституцию говорит о том, что местное самоуправление встроено в единую вертикаль. Наблюдается явное противоречие, потому что в основах конституционного строя записано, что местное самоуправление — самостоятельный уровень власти. То есть люди на местах, под свою ответственность, решают свои местные вопросы. Эта норма закреплена не только в Конституции, но и в международных соглашениях.
Но по факту получается, что идет постоянное наступление на полномочия и права местного самоуправления. У городов все больше полномочий забирают на региональный уровень. Я могу перечислить несколько решение, которые были приняты. Во время реорганизации милиции в полицию из подчинения органов местного самоуправления полностью вывели полномочия в сфере общественной безопасности.
Сегодня вся полиция подчиняется федерации и органы местного самоуправления не могут на это влиять. Полномочия по сохранения общественного порядка остались у города, но как обеспечивать и реализовывать их – не понятно.
Второй важный пример — передача здравоохранения. Сегодня все, включая первичное звено, переданы в региональный Минздрав и третий город России не имеет никакой возможности влиять на здравоохранение. Это острый вопрос, особенно в условиях второй волны пандемии коронавируса.
Фактически сегодня местное самоуправление занимает вспомогательное место. Много обязанностей, а прав и финансовых возможностей нет. Новосибирск является городом донором, — 80% доходов формируется на его территории, но только 13% остается в городском бюджете, и потом еще какая-то часть возвращается в виде федеральных программ. У полуторамиллионного города фактически нет собственного бюджета развития.
О выборах. Мы были свидетелями попыток отмены прямых выборов мэра, но нам удалось сохранить это демократическое право в Новосибирске. Наша принципиальная позиция — люди должны иметь право выбирать руководителей исполнительной власти самостоятельно на прямых выборах. Без всяких назначений сити-менеджеров и прочих процессов, которые ущемляют права жителей Новосибирска на формировании власти.
Перед каждыми выборами у нас постоянно меняется порядок избрания городского Совета, то смешанная система, то мажоритарная. Перед последними выборами отменили партийные списки — это, на мой взгляд, подорвало стабильность политической системы в Новосибирске. Результаты выборов это наглядно продемонстрировали.
Попытки ущемлять и наступать на полномочия органов местного самоуправления продолжаются. И этот закон — это следующий шаг в этом направлении, в выстраивании вертикали. На самом деле, это приведет к еще большим противоречиям между федеральной властью и населением крупных городов, которые мы наблюдаем в последнее время на всех выборах.
Уровень протестного голосования растет потому, что рассерженные горожане лишаются возможности самостоятельно решать те вопросы, которые по идее городское сообщество должно решать. В этом заключается суть местного самоуправления.
Если власть говорит, что местное самоуправление не нужно, значит надо было исключать эту статью из основ конституционного строя. Тем не менее, эта статья осталась де юре, но де факто – идет планомерное наступление на права местного самоуправления. Мы считаем, что это неправильно — это ущемление демократических принципов и гражданских прав. Мы будем выступать против такого ущемления прав органов местного самоуправления.