КПРФ в Новосибирске - Телеобозреватель Ирина Петровская сопоставила фильмы про юбилеи лидера СССР Леонида Брежнева и президента Владимира Путина
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Июль 2020
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
Сегодня 15 июля 2020
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
Июль 2020

Rambler's Top100










Телеобозреватель Ирина Петровская сопоставила фильмы про юбилеи лидера СССР Леонида Брежнева и президента Владимира Путина

15.10.2007 07:52


В массмедиа случился скандал. Не такой, как тогда, когда развеселившиеся журналистки одной радиостанции вопили в полночь в эфире, что они проститутки, Но столь же неприличный и даже хуже — в неформальном органе «Единой России» газете «Известия», ибо о нем поведали многие СМИ. Дело в том, что редакция «Известий» сняла с публикации материал своего телеобозревателя Ирины Петровской о фильме Никиты Михалкова «55», посвященном юбилею нынешнего президента и кандидата в депутаты от «Единой России» В. В. Путина.


Это первый «прокол» и «запрет на профессию» И.Петровской за пять лет, причем в газете, которая более чем лояльна как президенту, так и Михалкову. Весь скандал случился потому, что она сравнила фильм «55» с фильмом «Повесть о коммунисте», снятом к 70-летию генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1976 году. И.Петровская обнаружила в этих фильмах сходные выражения, общий стиль и начала иронизировать над этим.

Действительно смешно! Президент нищей России, плетущейся в конце списка развивающихся стран, утратившей все достижения советского времени, и генсек компартии великой державы, влиявшей на ход мировой истории. Сравнивать есть что, и это каждый день делает россиянин, имевший счастье жить в советское время. Именно это сравнение — один из источников постоянно растущего авторитета и влияния КПРФ.

Ироническая позиция Петровской помимо ее воли неприемлема для власть предержащих. Ибо она явно забыла о приближающихся выборах. Если Путин действительно чем-то напоминает генсека, так не лучше ли голосовать за настоящего генсека, а не за его неудачный муляж? Вот о чем подумают многие избиратели.

Учитывая, что КПРФ в нынешнем российском обществе, как не раз подчеркивал Г. А. Зюганов, единственная политическая сила, защищающая право граждан на свободу информации и свободу печати, приведём полностью запрещённый в «Известиях» текст телерецензии Ирины Петровской

на фильм «55».



Повесть о президенте

(неопубликованная колонка Ирины Петровской)

«В трудные будни и шумные праздники умел он поднять людей на трудовой подвиг. Замечательный дар у этого человека — увлечь за собой людей, поднять на выполнение долга. Он выкован из крепкого металла. Велики и дерзновенны были планы молодого руководителя — без устали созидать».

«Огромное количество людей в нашей стране, доверивших ему свою жизнь, сегодня могут честно сказать, что этот человек реально повлиял на их жизнь. Мы живем в период, когда Россия сосредотачивается. И все эти перемены так или иначе связаны с его именем и с его последовательным, поступательным, созидательным движением во времени и пространстве».

Я не стану, дорогой читатель, играть с тобой в угадайку: о ком эти дивные слова? Сразу скажу, что между двумя цитатами, как и между двумя экранными произведениями, в которых они прозвучали, дистанция в 31 год. Первая — из документального фильма «Повесть о коммунисте», снятого к семидесятилетию генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1976 году. Вторая — из авторской программы Никиты Михалкова «55», специально приготовленной к пятидесятипятилетию президента России Владимира Владимировича Путина в году 2007.

Фильм «Повесть о коммунисте», авторы которого, к слову, были удостоены Ленинской премии, в конце прошлого года показал канал НТВ — к 100-летию со дня рождения генсека. Это масштабное и эпохальное полотно, согретое теплой задушевной интонацией выдающегося артиста Иннокентия Смоктуновского, читавшего текст за кадром.

Авторская программа Никиты Михалкова, показанная в минувшее воскресенье телеканалом «Россия» в рамках программы «Вести недели», — творение более камерное, хотя здесь, как и в «Повести о коммунисте», на экране тоже колосятся хлеба, идут по полю комбайны, летят самолеты, идут пароходы, а селяне и горожане радостными криками готовы в нем — новом лидере нации — приветствовать Отца. (Видеоряд, кстати, временами изумляет. Вот Путин, пилотируя военный самолет, за что-то там дергает, а в следующем кадре бомба, стремительно летящая вниз, попадает ровнехонько в здание, разнося его в клочья. Вроде наш президент пока ничего самолично не бомбил и вообще не воевал — в отличие от героя Малой Земли, своего предшественника-генсека?)

Но несмотря на стилистическое и концептуальное сходство двух экранных произведений, нельзя не заметить того главного, что все же отличает «Повесть о президенте» от «Повести о коммунисте»: глубоко личностного отношения к герою. Никита Михалков не прячется за кадр, как Иннокентий Смоктуновский. И он, в отличие от Смоктуновского, не читает чужой текст, а произносит свой, выстраданный, исполненный высочайшего восхищения и нежнейшей любви, а потому трогающий самого автора буквально до слез.

Большому художнику и моральному авторитету нации решительно все равно, что «у кого-то может возникнуть ощущение: мол, не очень ловко говорить в лицо руководителю какие-то слова». Говорить в лицо руководителю «какие-то слова» и впрямь, наверное, неловко, особенно в день полуюбилея. Но те слова, которые находит Никита Сергеевич, пытаясь справиться со скупой мужской слезой, то и дело увлажняющей его лучистый взор, никак не могут вызвать чувства неловкости. Это не просто слова — это цветистый тост, или песнь, или даже гимн, дар сотворения коего, вероятно, передается по наследству, от отца к сыну (генетикам на заметку!).

Перед мысленным взором автора проплывают ужасающие картины хаоса и разрухи, в которые была ввергнута страна к моменту, когда в Кремль пришел Владимир Путин (так, кстати, и в «Повести о коммунисте» прослежен тернистый путь страны от лучины до Байконура). Опытный режиссер умело монтирует хронику начала 90-х с хроникой конца столетия, так что кажется, что все несчастья сконцентрировались ровно тогда, когда Ельцин совершил второй, по мнению Михалкова, «потрясающий поступок» за всю историю своего правления: добровольно оставил свой пост и передал бразды правления Путину (первый потрясший Михалкова ельцинский поступок — отказ от партбилета на XXVIII съезде КПСС). Вспоминает Никита Сергеевич и «время лихих разбойников», когда «страна оказалась поставленной на колени перед несколькими людьми». Вот они, на кадрах хроники — хитрые и алчные, заклятые враги народа Гусинский, Смоленский, Ходорковский, Березовский.

Последний, впрочем, похоже, не сразу стал аспидом, коли за него совсем, в сущности, недавно, как раз в конце «лихих» 90-х, агитировал… тот же Никита Сергеевич Михалков. Вот же проклятая память! Я как сейчас вижу зал, набитый карачаевцами и черкесами, и нашего дорогого Никиту Сергеевича, горячо убеждающего избирателей отдать свои голоса выдающемуся политику современности Борису Абрамовичу, намылившемуся тогда в депутаты Госдумы от Карачаево-Черкесии. Но кто старое помянет — тому глаз вон. Сам Михалков и не поминает. Лишь радуется, что пришел-таки к власти человек, решительно заявивший: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время».

Автор-рассказчик пытается проникнуть в душу к президенту, размышляя о том, что мог испытывать человек, на плечи которого лег тяжкий крест власти. «Как выдержать то, что на него свалилось? Как это перенести? Как включить в свое существование, свое сердце, свою душу?» Хорошее подспорье в этих психологизмах — личная дружба, подаренная художнику президентом: о, счастливчик! "Я вспоминаю один наш разговор. Он говорит: «Вот смотри, вот кто я был? Вообще: кто я? И почему я оказался здесь?» (Судя по контексту, на вершине власти, а не на Николиной горе, в гостях у друга. — И. П.)

Как ответил на эти судьбоносные вопросы «доверитель» Владимира Владимировича или сам Владимир Владимирович — Михалков умалчивает. Просто признается со всей откровенностью и прямотой: «Эта фраза меня поразила. За ней я увидел очень серьезный и ключевой вопрос жизни человека: не как жить, а зачем жить?» Он еще не раз сошлется на личные встречи с президентом — всякий раз потрясающие и поражающие рассказчика до глубины души.

Эти личные воспоминания окончательно убеждают: Михалкову можно и нужно верить. Владимир Владимирович абы кого дружбой не подарит и на «ты» не назовет. И уж тем более, не станет обсуждать ключевые вопросы жизни: кто я? Где я? Зачем я?

В конце программы Михалков подводит итоги. Жизнь налаживается. Россия сосредотачивается. В Чечне стабильность, а Грозный стал городом, которому завидует весь Северный Кавказ. «Затянулась кровоточащая рана в духовной жизни наших соотечественников» — произошло объединение церквей. Благодаря Путину пройдет Олимпиада в Сочи. Победно и торжественно звучит папин гимн. Кода. Глядя всем нам прямо глаза и давясь слезами, Никита Сергеевич произносит финальный монолог: «Путин уходит через четыре месяца. Это вопрос решенный и оценивать его или обсуждать не имеет смысла. Но что мне кажется самым главным: кем бы ни был и чем бы ни занимался наш президент, куда бы ни забросила его судьба, в любом качестве своего существования — я хочу верить и, думаю, эту веру разделяет большинство людей, живущих в нашей стране, — все это он будет делать с достоинством мужчины и офицера… Он выкован из крепкого металла. Замечательный дар у этого человека — увлечь за собой людей. Поднять на выполнение долга. Мечта о БАМЕ стала явью. Ведут бамовцы свои поезда в край далекий, край нашенский!»

Ой, извините. В михалковский текст случайно вкрались слова из другой песни, то есть, «Повести». Но в сущности она не очень исказила смысл, не правда ли? Это все о НЕМ. И про нас. А главное — про край НАШЕНСКИЙ!

Из ЖЖ Ксении Лариной

12.10.2007


comments powered by HyperComments
Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы