07.07.2007 16:54
Вряд ли кто из россиян сегодня вспоминает о том, с каким шумом, даже можно сказать с помпой, чуть более двух месяцев назад был доставлен в Государственную думу проект федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года. Документ объёмный, изложенный почти на десяти тысячах страниц мелким шрифтом. Трудно назвать газету, радио или телеканал, где бы не писали или не говорили о столь важном событии и не подчёркивали бы долгосрочный характер бюджета, якобы грозящий возродить советский метод бюджетного прогнозирования.
Пошумели и почти забыли, хотя за этим трёхлетним проектом стоят не только проблемы, но даже судьбы многих сфер нашей жизни. Заложенные в нём цифры определяют будущее и науки, и сельского хозяйства, и задавленного реформами авиастроения, и спасения жилого фонда страны и многое другое.
В день принятия проекта трехлетнего бюдета в первом чтении (конец мая) шум вокруг него возобновился. Принятие трёхлетнего проекта бюджета во втором чтении осталось уже почти незамеченным. На самом же деле именно эта стадия бюджетного процесса заслуживает внимание не только средств массовой информации, но и таких структур как прокуратура, Верховный, да и Конституционный суды. Если бы в нашей стране эти органы исполняли свои функции в соответствии с конституцией, то можно было бы поручить им разобраться, почему одинаковые по содержанию поправки, поступившие от депутатов-"единороссов" проходят, а от депутатов из фракции КПРФ — отклоняются.
Как и чем можно объяснить, что вся таблица принятых поправок состоит исключительно из тех, которые внесли «единороссы»?
У читателей может возникнуть предположение, что поправки депутатов, не входящих во фракцию «Единая Россия», недостаточно значимы для общества.
Чтобы предостеречь от подобных предположений, я остановлюсь на нескольких поправках депутатов коммунистов. Приведу, к примеру, поправки депутата Нины Останиной.
Вряд ли можно найти в нашей стране человека, который не понимает, что ежемесячные детские пособия в размере 75 и даже 90 рублей, которые выплачиваются в большинстве областей, краёв России, являются позором для страны, для правительства и выглядят смехотворными на фоне торжественных призывов президента к повышению рождаемости.
Вот Останина и внесла поправку, предполагающую повышение ежемесячного пособия на ребёнка до 500 рублей в 2008 году, до 600 рублей в 2010 году. Для этой цели понадобилось бы не более 5% имеющегося Стабилизационного фонда. А ведь в 2010 году уже во всю должен заработать и Фонд народного благосостояния, именно так нареченный президентом.
Аргументом для отклонения этой жизненно важной поправки было вечное отсутствие денежного источника. На многомиллиардные в долларовом исчислении состояния нашим вексельбергам, потаниным, абрамовичам и не только им, в стране источник имеется, а вот на жалкое 500-рублевое пособие нет.
Что может причитаться детям России от нефти и газа, от алмазов и золота, от вырубаемых лесов и продаваемой земли? Конечно же если не 75, то 90 рублей в месяц!
Та же участь постигла поправку депутата-коммуниста, предполагающую выделение средств на питание учащихся профтехучилищ. Никакие аргументы депутата, что в профтехучилищах учатся дети из почти нищих семей, не «растопили» сердца «единороссов», которые без сомнения отклонили и эту поправку. А ведь в стране уже имеется дефицит профессиональных рабочих, которых готовят ПТУ. Почему бы не повысить стимул обучения в этих учебных заведениях и тем самым решать постепенно государственную как кадровую, так и социальную проблему.
Вместо объективного обсуждения внесённых поправок, независимо от партийной принадлежности их авторов, депутат Андрей Шевелев от «Единой России» предложил сократить время обсуждения одной поправки до минуты. Может ли адекватный человек предлагать обсудить за минуту вопрос о положении бывших шахтёров, которые получили тяжёлые профессиональные заболевания на производстве, такие, например, как силикоз.
Как всегда взвешенные, социально значимые поправки внёс депутат
Олег Смолин. Его предложения предусматривали увеличение финансирования на науку, о которой на словах власть заботится, но финансировать должным образом отказывается.
Кстати, в конце мая текущего года Сибирское отделение Академии наук отмечало свой 50-летний юбилей.
Приезжали на это празднество и руководящие лица правительства, и Государственной думы, и представители президента. Звучали громкие заверения в непременном усилении финансовой поддержки науки. Однако предложение Смолина об увеличении финансирования научных организаций на 15 млрд рублей в 2008 году, на 27 млрд рублей в 2009 и на 39 млрд рублей в 2010 не получило поддержки со стороны депутатского большинства. Аргументом для отклонения явилось какое-то неизвестное депутатам решение совета безопасности. Спрашивается, какое отношение к бюджетному процессу имеет этот без сомнения солидный орган? Какая статья конституции предусматривает такое вмешательство совета безопасности в бюджетный процесс?
Также безоговорочно отклонены поправки Смолина, направленные на увеличение финансирования сельского хозяйства. Ведь Смолин имел полное право, как депутат, подкорректировать необоснованное снижение темпов расходования бюджетных средств на сельское хозяйство в 2009—2010 годах по сравнению с 2008 годом.
Пределом чиновничьего цинизма явилось игнорирование предложения Смолина, предполагавшее увеличение расходов на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов. Эти расходы в бюджетах на 2008—2010 годы ни на рубль не увеличиваются. Аналогичную поправку депутат Смолин вносил и в 2007 году при рассмотрении уточнений в федеральный бюджет на текущий год. Тогда сняли поправку под предлогом отсутствия денег в бюджете 2007 года, а на предстоящий период на 2008—2010 годы с такой же лёгкостью отказались предусмотреть необходимую сумму для решения хоть какой-то части проблем инвалидов.
Не получило поддержки предложение того же Смолина увеличить на 50 млрд рублей финансирование программы «Строительство жилья для молодых семей».
Интересно, расскажут ли «единороссы» своим молодым сторонникам хоть из «Наших», хоть из так называемой «Молодой гвардии» о принятых против них же единороссовских решениях.
6 июля на последнем заседании Государственной думы в период седьмой сессии был принят в третьем чтении так называемый трёхлетний федеральный бюджет. Интерес к нему со стороны средств массовой информации почти нулевой. Теперь этот чуть-чуть подкорректированный, но получивший силу принятого закона документ, возвращается министерству финансов и правительству для исполнения.
Народ как и при его поступлении в Думу, так и при выходе из неё, ничего толком не знает об этом творении властей придержащих.
Депутаты, которые не утратили ответственности от пребывания в стенах думы, так и не получили разъяснений как по многим своим вопросам, так и по вопросам счётной палаты, высказанным министерству финансов по многим параметрам бюджета.
Без ответа остался вопрос о постепенном снижении расходов на реализацию национальных проектов (на 32,2% в 2010 году по сравнению с 2008 годом). Неявным остаётся распределение и дальнейшее использование сформированного уже Стабилизационного фонда. Этот вопрос тоже интересует не только депутатов от оппозиции, но и счётную палату. Без ответа остался вопрос о так называемом консолидированном (корпоративном) долге России, достигшем нескольких сот миллиардов долларов. Кто брал в долг, на какие цели — не ясно. А ведь гарантом погашения этих баснословных долгов, в десятки раз превышающих так называемый советский долг, выступает вся страна, весь народ.
Вне обсуждения остался вопрос о том, зачем России столь гигантские золотовалютные резервы, где размещены эти резервы и как их востребовать в случае необходимости.
Процесс рассмотрения и утверждения так называемого трёхлетнего бюджета был более упрощённым, более поверхностным и ускоренным, чем любой годовой проект, принимавшийся до сего времени.
Дума уделила ему явно недостаточно внимания.
Любовь Швец, депутат Государственной думы, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, член ЦК КПРФ