01.08.2019 20:42 Яна Бондарь
Четверть россиян за последние десять лет перестали верить тому, что говорят по телевизору.
По данным Левада-центра, сограждане стали гораздо реже смотреть федеральные телеканалы, треть респондентов черпает информацию из независимых СМИ, интернета и соцсетей.
Постепенный упадок телевидения, рост влияния интернета, социальных сетей и видеоблогов, а также повышение доверия к независимым СМИ — вот главные тенденции, зафиксированные в отчете Левада-центра «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети».
Телевидение по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян, но его аудитория постепенно снижается. Если десять лет назад информацию по ТВ получали 94% россиян, то сегодня — 72%. Реже всего получает новости по телевизору молодежь: 42% среди россиян до 25 лет против 93% среди людей 65 лет и старше. У молодежи роль главного источника информации сегодня играет не телевидение, а социальные сети.
При этом доверие к телевидению как источнику новостей в последние годы колеблется вокруг 55% респондентов, хотя десять лет назад около 80% респондентов доверяли ТВ. Доверие к телевидению сохраняют в первую очередь россияне старше 35 лет.
Будущее за интернетом, уверен депутат Заксобрания Новосибирской области Роман Яковлев. Он отмечает, что в глобальной сети можно найти и искаженную информацию, но при этом здесь не навязывается одна, якобы истинная, позиция, как это делают, например, на федеральных каналах.
– Интернет уже доминирует среди разных возрастных категорий, исключая только если людей предпенсионного возраста, – заявляет парламентарий. – У телевидения зачастую спутанные приоритеты. Они могут предоставить однобокую, недостоверную информацию, которая не отражает всей картины. Например, последняя тема — лесные пожары в Сибири. В интернете куча информации, показывающей масштаб бедствия, а на федеральных каналах — тишина.
Как отмечают социологи, на сегодня более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике «не соответствует действительности». За год недоверие россиян к тому, как гостелевидение освещает российскую экономику, выросло с 45 до 52% (доверяют теперь только 40%). За тот же период недоверие к освещению внешней политики также выросло — с 22 до 34% (обратного мнения придерживаются 53%).
Как отмечает Роман Яковлев, телевидение зачастую воспринимается зависимым от государства каналом информации. Парламентарий не исключает, что уровень доверия к нему связан с одобрением деятельности руководства страны и положением дел в стране.
– Перед многими телеканалами стоит задача показывать, что в стране все хорошо и тем самым зомбировать людей. Но этот метод перестал работать. Растет поколение, которое осознанно относится к тому, что происходит у нас в стране: выходят на митинги, подписывают петиции, голосуют.