01.02.2018 17:52 Иван Стагис
Сессия Законодательного собрания началась с отчета врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова. Свои вопросы областному руководителю задали члены фракции КПРФ в Законодательном собрании Вадим Агеенко, Роман Яковлев и Андрей Жирнов.
1 февраля состоялась сессия Законодательного собрания Новосибирской области. Первый пункт в повестке дня — отчет врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова по итогам работы областной администрации за 2017 год. Это первое выступление нового областного руководителя в данном качестве, кроме того, отчет врио губернатора — это возможность каждого депутатского объединения задать любой вопрос первому лицу области, что бывает нечасто.
Свой доклад Андрей Травников начал с анализа экономических показателей за 2017 год. Действительно, некоторые показатели создавали повод для оптимизма — в сфере промышленности, розничной торговли, но показатели строительства составили 80,1 % от уровня 2016 года, уровень привлечения инвестиций также оказался хуже, чем в России. Впервые зафиксирована естественная убыль населения в связи со снижением рождаемости. По словам Андрея Травникова, надо сосредоточиться на привлечении инвестиций, повышении благосостояния населения. Тем более, что доходы областного бюджета в 2017 году 124 миллиарда рублей, так что возможности для финансирования важных направлений есть.
Депутаты внимательно слушали, что говорил Андрей Травников по поводу бюджетной сферы. Здесь, впрочем, врио губернатора призвал придерживаться традиционных методов развития: укреплять бюджеты всех уровней, увеличивать налоговую базу, собирать недоимку. Предложения о перераспределении НДФЛ в пользу бюджета города не прозвучало. Другим «тревожным звонком» стал призыв к депутатам взвешено оценивать масштабные инвестиционные проекты: «Инвестиции любят тишину, бизнес идет туда, куда присутствует стабильность». Если принять во внимание те баталии, которые разворачивались в Законодательном собрании по проекту 4-го моста, «мусорной» концессии, то слова врио губернатора можно было понимать как призыв прекратить такую деятельность.
Отдельный блок доклада был посвящен ситуации в сельском хозяйстве. Андрей Травников отметил, что в 2017 году было собрано 3 миллиона тонн зерна (на 20,3 % больше), но из-за неблагоприятной конъюнктуры на зерновом рынке почти 40 тысяч тонн зерна было продано ниже себестоимости, правительство ставит себе в заслугу «частичную» стабилизацию на этом рынке. Врио губернатора вынужден был признать, что невысоким остается уровень заработных плат в отрасли, снизилась общая прибыль сельхозпредприятий. Он пообещал, что правительство области будет предпринимать точечные, оперативные меры для решения наиболее острых ситуаций на селе.
В целом, много внимания было уделено строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, образованию, здравоохранению, спорту. Андрей Травников объявил о том, что до конца 2018 года будет принята Стратегия развития области до 2030 года — с учетом как макроэкономических задач, так и желаний избирателей. К ее разработке привлечен широкий круг экспертов, на 4-м, завершающем этапе предусмотрено ее согласование с Законодательным собранием.
Когда врио губернатора закончил свой доклад, наступило время для выступлений фракций. В ходе обсуждения выяснилось, что даже представители потенциально лояльной Травникову «Единой России» высказывались о системном сбое в управлении собственностью со стороны областных чиновников. Врио губернатора вынужден был признать: многие проекты были недостаточно проработаны. Он вновь публично заявил о «перезапуске» мусорной концессии. И как раз этой проблеме был посвящен первый вопрос от фракции КПРФ, который задал заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам Вадим Агеенко:
— Андрей Александрович, у Вас в докладе не прозвучала необходимость развития новосибирского метрополитена. На мой взгляд, это важный инфраструктурный объект. Три месяца назад Законодательное собрание приняло обращение с просьбой расторгнуть крайне экономически невыгодное и практически невыполнимое концессионное «мусорное соглашение». Тем не менее, правительство Новосибирской области за три месяца ни разу не обсудило на своем заседании это расторжение. Соглашение в своем первоначальном виде действует, ни одного объекта за полтора года не построено. Как можно обсуждать параметры нового концессионного соглашения, говорить о конкурсах, если действует старое соглашение? В чем трудности переговорного процесса по расторжению? Уже некоторые средства массовой информации стали усматривать элементы сговора.
Андрей Травников признал, что в действующих условиях проект реализовать нельзя. Он уверил депутата в том, что ведутся переговоры по выходу из соглашения без санкций для областного бюджета, что никаких действий по практической реализации соглашения не предпринимается. Врио губернатора пообещал поставить вопрос о расторжении «мусорной концессии» на заседании правительства региона. Что касается метро, то данный вопрос, по словам Андрея Травникова, сложный по своей стоимости, но при непосредственном участии мэра Новосибирска Анатолия Локтя была уточнена сумма затрат, выделены приоритетные этапы: продление Дзержинской линии — первоочередное действие.
Вопрос депутата-коммуниста от Ленинского района Романа Яковлева был посвящен такому актуальному для представляемой территории вопросу, как состояние здравоохранения. Тем более, что в докладе врио губернатора приводилась информация — жители Новосибирской области считают проблемы здравоохранения одними из самых острых — эксперимент по передаче всего здравоохранения на областной уровень, по всей видимости, не удался:
— В центральной части Ленинского района, где проживают в основном заводчане, которые отдали лучшие годы жизни на строительство города и района, его развитие — они не могут оперативно получить медицинские услуги. 26-я поликлиника распределена по 7 участкам, чтобы попасть к терапевту, жители вынуждены идти на улицу Выставочную, чтобы пройти флюорографию — на Котовского, чтобы попасть к узкому специалисту — на Пархоменко. Земля для строительства поликлиники выделена еще в 2014 году. Год назад на отчете губернатора Новосибирской области фракция КПРФ подняла этот вопрос — в ответ было уверение, что вопрос будет снять до конца 2020 года путем государственно-частного партнерства. Однако, из-за отсутствия инвестора строительство новых объектов находится под угрозой. На наш взгляд, один из путей решения этой проблемы — привлечение инвестора на каждый объект, а на комплекс, предусмотреть привлечение средств из областного бюджета для снятия напряженности.
Андрей Травников пообещал, что проект строительства поликлиник будет переформатирован. Он признал целесообразность предложения фракции КПРФ о разбитии единого объекта под отдельные лоты.
Третий вопрос задал заместитель руководителя фракции КПРФ Андрей Жирнов:
— Законодательное собрание проделало в предыдущие годы гигантскую, я бы даже сказал титаническую работу по корректировке концессионного соглашения по 4-му мосту. Благодаря Законодательному собранию, гарантированный доход концессионера сократился с 91 до 47 миллиардов рублей — 44 миллиарда рублей экономии, больше годового бюджета Новосибирска, больше 6 годовых бюджетов Вологды. Если бы у правительства Новосибирской области была бы возможность, следуя правилу «инвестиции любят тишину» тихо вести свои дела, мы бы получили ту жульническую концессию. Когда Законодательное собрание увидит текст концессионного соглашения по мосту? Это ведь наши деньги, деньги населения Новосибирской области.
Врио губернатора пообещал, что текст концессионного соглашения депутатам Законодательного собрания будет обязательно получен. Однако, он еще раз высказался в пользу крупных инвестиционных проектов и призвал «не раздувать» ошибки при реализации проектов.
Руководитель фракции КПРФ в законодательном собрании Владимир Карпов отметил, что само назначение Андрея Травникова на пост руководителя Новосибирской области показывает, что в регионе назрели перемены. Он призвал правительство региона уделять больше внимания реиндустриализации Новосибирской области и развитию аграрной отрасли, учитывать итоги проверки Контрольно-счетной палаты.