28.12.2017 16:29 Евгения Глушакова
Премьер-министр России Дмитрий Медведев предлагает компенсировать РЖД льготные перевозки зерна отечественных товаропроизводителей. В то же время, для обеспечения бесперебойных перевозок этого пока недостаточно.
– Худо-бедно стали вывозить, – рассказывает КПРФНск директор ЗАО «Новомайское» (Краснозерский район) Олег Вотяков. – За перевозку до Карасука не платим, ее оплачивает покупатель. Есть такая ОЗК «Юг» (ООО «Объединенная зерновая компания «Юг» — ред.). Им дали вывезти 200 тысяч тонн зерна 4-го класса на терминал в Новороссийске. Мы сейчас все бросились возить 4-й класс в Карасук на элеватор, там у нас покупают зерно.
По словам агрария, сами товаропроизводители в настоящее время перевозку до терминала в Новороссийске не оплачивают, это делает покупатель — упомянутая зернокомпания. И стоимость перевозки — льготная, составляет порядка трех тысяч рублей за тонну перевозимой продукции. В то же время правительством России предлагается затратить порядка 3 миллиардов рублей (1 миллиард в 2017 и 2 — в 2018 годах) на компенсацию компании РЖД этих перевозок. Такое решение озвучил на заседании кабмина РФ премьер-министр Дмитрий Медведев.
По мнению депутата Заксобрания области, члена комитета по аграрной политике Андрея Жирнова, необходим еще ряд значительных мер, чтобы минимизировать проблемы со сбытом зерна у сельских товаропроизводителей Новосибирской области.
Тем более, что и с самими перевозками дело обстоит не так благоприятно, как хотелось бы. Например, КПРФНск уже рассказывал о факте нехватки вагонов для транспортировки необходимого объема зерна, в то время, как ряд частных фирм, в ведении которых как раз и находятся вагоны, взвинчивают за них цены. Так, доставить тонну зерна во Владивосток обойдется в 6 тысяч рублей, в Новороссийск — более 3 тысяч. В связи с этим депутат предлагает ряд необходимых мер.
– Первое: обнулить железнодорожный тариф на транспортировку экспортной сельхозпродукции, если расстояние до порта свыше тысячи километров, – говорит депутат, – причем не на несколько месяцев, не на год, а, скажем, лет на десять. Далее. Если РЖД будет что-то компенсировано за тариф, то на вагоны частники могут взвинтить цены или создать ситуацию, как в этом году, когда вагоны физически отсутствовали. Посредством антимонопольной службы необходимо установить предельную стоимость аренды вагонов, чтобы коммерсанты не получали сверхприбыли в условиях, когда деревня погибает. Исходя из текущей рыночной ситуации «на порту», при нормальной подаче вагонов, скидка должна быть не менее 1500 рублей за тонну, что примерно составляет величину стоимости провозной платы. Нужно и стимулирование закупок зерна крупными экспортерами юга России, которые выступили бы в этих сделках как трейдеры. Эти меры серьезно оживили бы весь зерновой и сельскохозяйственный рынок Сибири.