02.11.2017 18:20 Иван Стагис
Обсуждение проекта бюджета Новосибирской области в первом чтении показало: у депутатов Законодательного собрания есть немало вопросов по тому, как ставятся приоритеты по распределению расходов и как строятся взаимоотношения областного бюджета и бюджетов муниципалитетов.
Главным вопросом 24-й сессии Законодательного собрания стало рассмотрение проекта бюджета Новосибирской области на 2018 год в первом чтении. С докладом выступил исполняющий обязанности министра финансов региона Виталий Голубенко, в начале своего выступления поблагодаривший депутатов за конструктивный диалог при рассмотрении проекта бюджета на профильных комитетах. Он назвал фундаментальные принципы, по которым строился проект: снижение долговой нагрузки Новосибирской области и выполнение майских указов президента.
Параметры таковы: доходная часть составляет 119 миллиардов рублей, 7 миллиардов прирост в сравнении с прошлым годом, причем 2 миллиарда из них – прирост НДФЛ (стоит это запомнить) и налог на имущество. Что касается расходов, то более 9,5 миллиардов рублей будет направлено на повышение заработной платы, будут также увеличены расходы на организацию питания детей-инвалидов. Виталий Голубенко подчеркнул, что ко второму чтению, которое состоится 30 ноября, планируется увеличить доходную и расходную части бюджета на 10,5 миллиардов рублей за счет федеральных средств. Он попросил присутствующих в зале депутатов Государственной думы, в том числе члена фракции КПРФ Веру Ганзя, дать информацию обо всех федеральных трансфертах.
Казалось бы, в бюджетном процессе имеется немало положительных тенденций. Однако, уже содоклад председателя профильного комитета Александра Морозова показал: проблем в этой сфере немало – недостаток средств на строительство новых школ, ситуация с сокращением расходов на выполнение наказов избирателей. Другие депутаты шли еще дальше, отмечая, что паспорта всех 35 государственных программ отличаются от тех средств, которые на них предусмотрены в 1-м чтении, на 17 миллиардов рублей, что фактически перечеркивает весь программно-целевой характер бюджета, приводит к тому, что 1-е чтение фактически становится «нулевым». Отмечена была и тенденция к снижению финансирования таких важных программ, как «Чистая вода», газификация Новосибирской области.
Целый ряд конкретных предложений высказал член фракции КПРФ Александр Козлов:
– Считаю, что для реального наполнения кошельков работников бюджетной сферы нужно заработную плату индексировать. Мною будет подготовлен проект закона «Об индексации заработной платы на уровень инфляции» и внесен в Законодательное собрание Новосибирской области. Человек, который трудится, должен получать зарплату не ниже величины прожиточного минимума, необходимого для биологического выживания человека – поэтому предлагаю добиться этого для Новосибирской области с 1 января 2018 года.
Депутат вновь напомнил о теме рационального использования бюджетных средств:
– Мы уже более 10 лет занимаемся реконструкцией насосно-фильтровальной станцией в городе Куйбышеве, затрачено почти полмиллиарда рублей. Нас кормили обещаниями, что куйбышевцы будут с питьевой водой – а воз и ныне там. На 2018 год запланировано в бюджете 136 миллионов рублей, и куйбышевцы наконец-то должны быть обеспечены питьевой водой, как и каждый пятый житель Новосибирской области, который сейчас лишен этого права. Считаю эту проблему более актуальной, чем те, на которые выделяют средства в рамках дорогостоящей программы обеспечения региона высокоскоростным Интернетом, на которую ежегодно выделяется более 1,5 миллиардов рублей. Предлагаю, 1 миллиард из этой программы перевести на обеспечение питьевой водой.
Депутат-коммунист Андрей Жирнов, в свою очередь, поинтересовался, почему при таких положительных тенденциях в областном бюджете не решается вопрос о перераспределении НДФЛ в пользу города:
– Действительно, бюджет на 2018 год достаточно сбалансированный, он лучше, чем был в 2014 году, когда у Новосибирска и других муниципалитетов забрали 10 % НДФЛ. Между тем, внутренний долг муниципальных образований растет. Что будет, когда он достигнет критической отметки – 90 %? Что тогда, будет вводиться прямое управление областью городом, или все-таки будет изменен подход? Ни для кого не секрет, что 80 % доходов области формируется в Новосибирске.
Виталий Голубенко ответил, что угроза прямого управления существует только при превышении государственного долга субъекта Федерации. Как и в 2014 году, он вновь отметил, что 10 % НДФЛ пошли на обеспечение финансовой стабильности. Список конкретных предложений, внесенных мэрией Новосибирска, по его словам, будет рассматриваться «на общих основаниях». Так что, несмотря на смену руководства Новосибирской области, отношения областного бюджета и бюджетов муниципалитетов остаются такими же, как и были. Хотя представители Совета депутатов Новосибирска, бравшие слово, предлагали проанализировать ситуацию в муниципальных бюджетах после 2014 года, отмечали, что Новосибирск нуждается в средствах на строительство новых школ, на выполнение наказов избирателей.
Между тем, слово взял член фракции КПРФ Вадим Агеенко, который, вслед за Александром Козловым, обратил внимание на расстановку приоритетов распределения финансирования бюджета. Он вновь напомнил о том, что в Куйбышеве как не было чистой воды, так и нет. Так что, несмотря на то, что проект бюджета на 2018 году был принят в первом чтении, позиция депутатов-коммунистов показала: борьба за бюджет между первым и вторым чтением, когда вносятся поправки, будет острой.