26.06.2017 17:03 Максим Андреев
Федеральный закон №44, регулирующий закупки государственных и муниципальных учреждений, принят не так давно, но уже успел наделать много шуму. На этот раз с трудностями правового документа столкнулись депутат Заксобрания Оксана Марченко и коллектив детско-юношеской спортивной школы «Заря».
В мае депутату от фракции КПРФ Оксане Марченко удалось добиться поправки в бюджет с целью приобретения спортивной лошади для школы «Заря». Деньги поступили на счет клуба, однако, потратить их по целевому назначению невозможно — все упирается в 44 ФЗ. Так как, согласно этому закону, если сумма закупки составляет более 400 тысяч, все муниципальные организации обязаны, проводить конкурсные мероприятия.
– Кому полезен этот закон, – спрашивает парламентарий. – Ни один владелец лошадей не желает принимать участие в конкурсе, ведь это очень длительная процедура, к тому же, нужно оплачивать два обеспечительных взноса, да и расчет продавец получает только по факту подписания акта приема-передачи и проверки КРУ. Вся эта процедура довольно рискованна для продавца, ведь с лошадью в дороге может что-нибудь случиться и в Новосибирске акт приемки подписан не будет. В результате, заводчик может лишиться и лошади и денег. Получается, что развитие детского и юношеского спорта в Сибири тормозится о 44 ФЗ.
И это не единичный пример, зачастую в некачественно выполненном капитальном ремонте можно винить именно закон о закупках. Ведь главный критерий для отбора поставщиков — цена. Выигрывает тот, у кого стоимость ниже. Вот и выходит, что изначально ставят суммы, на которые невозможно выполнить заказ, а потом начинается использование некачественных материалов и сплошная экономия. Где-то работы так и остаются невыполненными.
С этим согласна и депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя.
Парламентарий рассказала, что депутаты уже приняли закон, по которому, если цена сбрасывается ниже чем 25%, поставщик должен обосновать, как он выполнит все технические условия. Но даже эта поправка не может давать 100% гарантию:
– Более 400 поправок было внесено в этот закон. Потому что он абсолютно не совершенный. Самая главная проблема это то, что его можно обойти. И под этот закон не попадают самые крупные поставщики: госкорпорации и крупные компании с государственным участием.
Второй минус это то, что закон разрешает привлекать субподрядчиков. Иными словами, снижая цену выигрывает конкурс фирма «N» и эта компания потом начинает привлекать к работе другие организации. Бывает, что выстраивается цела цепочка из субпотрядчиков, и каждый пытается урвать свой кусок, в итоге и деньги закончились и работы не выполнены.
Еще один минус это сложность самой процедуры оформления документов и затяжной процесс конкурсных процедур. Например, чтобы школе закупить продукты, надо ждать несколько месяцев —выходит: в резерве деньги есть, а кушать нечего.
Эксперты уверены, этот закон не борется с коррупцией, а наоборот в разы ее увеличивает.
– Этот закон надо отменять немедленно для организаций среднего и низкого уровня финансирования средств, которые определяют на госзакупки. Муниципальным учреждениям от этого закона надо освобождаться, а вот к госкорпорациям его применять надо. Это самый полоумный закон из всех которые были приняты в последнее время в нашей стране.
Напомним, ранее из-за изменений федерального законодательства, принятым по инициативе президента Путина, Новосибирск чуть не лишился Новосибирской муниципальной аптечной сети, которую предлагалось акционировать. Это привело бы к увеличению цены препаратов и отмене льгот
Трудности возникли из-за того, что применение 44ФЗ затруднило закупки лекарств. Если раньше закупки лекарственных препаратов осуществлялись ежедневно, то согласно новым нормам законодательства, этот срок с соблюдением всех необходимых юридических процедур затягивался более, чем на месяц.
Это поставило сеть в неравные условия с конкурентами на рынке. Но благодаря оперативной реакции местных властей и депутатов Госдумы этого удалось избежать.