29.05.2017 10:16
Публикуем полный текст доклада мэра Новосибирска, первого секретаря Новосибирского обкома КПРФ Анатолия Локтя на XVII съезде КПРФ.
Уважаемые товарищи — участники съезда!
В 2017 году наша страна вспоминает о большом историческом событии. 100 лет Великой Октябрьской Социалистической революции — не просто памятная дата. Это своего рода «призыв истории» применить в сегодняшних условиях принцип подлинного народовластия.
Люди хотят вести равноправный уважительный диалог с властью. Открытость, справедливость, честность — вот требуемые параметры этого диалога. А результат — появление нового механизма развития страны, работающего за счет включения энергии городов. Три года назад благодаря активной поддержке Коммунистической партии мне удалось получить мандат доверия новосибирцев и победить на выборах мэра.
Современный опыт управления Новосибирском — третьим по численности городом России — помогает увидеть вектор, направление правильного пути развития для всей страны. Идти по нему можно при условии, что у миллионов жителей российских городов появится больше рычагов влияния на решения власти.
1. Муниципалитет твердо идет к открытости!
Все последние годы заметен четкий тренд, когда виноватыми во всех неудачах и проблемах становятся местные власти. Но давайте смотреть реальности в лицо – местные бюджеты уже давно не способны финансово обеспечивать возложенные на них полномочия. Ресурсы экономически развитых городов широким потоком идут в федеральный центр, возвращаясь в муниципалитеты тонкой струйкой. В текущих условиях мы просто вынуждены расставлять приоритеты. И жители должны иметь возможность повлиять на это решение.
На примере Новосибирска мы видим, что применить ленинский принцип народовластия вполне возможно и в современных условиях. Сегодня в вопросах развития городского хозяйства мы в первую очередь ориентируемся на запрос от жителей на изменение ситуации. И принимаем решения, не навязывая своё мнение, а в диалоге.
Мы постоянно ищем новые формы участия граждан в управлении, в том числе используя электронные сервисы и ресурсы. Через интернет-голосование новосибирцы ежегодно участвуют в составлении плана ремонта дорог, который затем публикуется в открытом доступе. С помощью электронных сервисов можно посмотреть данные о дорогах, которые находятся на гарантии подрядчиков, отслеживать местоположение маршрутов общественного транспорта в режиме реального времени. Мы создали общегородскую электронную очередь на жилье для льготников. Запустили новый сервис для родителей по обмену путевками в детские сады.
Через эти и другие механизмы тысячи людей получают возможность управлять ресурсами муниципалитета. Я уверен: опыт Новосибирска может быть применен в масштабах всей страны.
2. Городские приоритеты — выбор горожан
Как и многие крупные города, Новосибирск столкнулся с негативными последствиями хаотичного роста последних двадцати лет. Активно строятся новые микрорайоны, увеличивается население. Ежегодно возводится более миллиона квадратных метров нового жилья. Новосибирск растет и развивается, но и нагрузка на дорожную сеть, коммунальную и социальную инфраструктуру становится чрезмерной.
Ложный тезис о «волшебной руке рынка», которая все отрегулирует, на деле обернулся бедой — проекты застройки новых микрорайонов годами принимались без нормальных дорог, школ и поликлиник, парков и скверов. «Рука рынка» приводит к появлению асфальтовых гетто. Но нельзя же оставлять жителей «запертыми» в каменных джунглях! Поэтому мы сосредоточились на нескольких направлениях.
Провели обсуждение в форме дискуссионных площадок, где открыто говорили с жителями о проблемах, задачах и направлениях развития. Высказаться мог каждый. Вместе с жителями мы сформировали понятные достижимые цели – городские приоритеты. Это развитие:
— дорожно-транспортной сферы;
— социальной инфраструктуры;
— зеленых зон и комфортной городской среды.
Очень коротко скажу о том, чего удалось достичь.
Первое, проблемы транспортной доступности решаем благодаря эффективному участию в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». В итоге в 2017 году мы вложим дополнительный миллиард рублей в ремонт дорог. Постепенно выводим из «тени» денежные потоки на рынке общественного транспорта, переводим расчеты на безналичные системы оплаты. Мы вернулись к строительству трамвайных путей — новых линий в городе не строили уже 30 лет! Более того – в Новосибирске создано совместное российско-белорусское предприятие по ремонту и изготовлению трамваев.
Второе — направили максимум ресурсов города на строительство социальных объектов. За три года построено 26 детских садов. В прошлом году по федеральной программе мы построили одну школу. Сейчас в стадии строительства у нас пять школьных зданий. Мы начали возводить объекты, задействовав все возможные ресурсы: городские, насколько это позволяет дефицит бюджета, и средства инвесторов-застройщиков.
И третье — изменили курс от простого благоустройства к созданию действительно комфортной для жителей городской среды.
Скверы и парки Новосибирска долго оставались территорией, привлекательной для «серой» коммерции. Через изменения Правил землепользования и застройки нам удалось заложить основу для прекращения коммерческой эксплуатации зеленых территорий. Затем в результате широкого обсуждения с жителями и экспертами мы разработали Концепцию развития озелененных общественных пространств. Впервые в городе были созданы детальные паспорта 32 зеленых территорий. Это позволило нам войти в федеральную программу и получить средства на благоустройство городской набережной, работы начнутся уже в этом году. До сих пор третий по численности населения город, находящейся на берегах великой реки Обь, не имел нормальной набережной! Мы вложим в благоустройство дворов в 4 раза больше средств, чем в прошлом году.
3. Бюджетная справедливость
Городская власть обязана обеспечить людям комфортную жизненную среду, однако для этого не хватает ресурсов, так как собственные бюджетные возможности города нам из года в год урезают.
Сегодня ситуацию частично спасет участие муниципалитета в федеральных программах. А завтра? Как я уже сказал, мы начали строить сразу пять школ в надежде на поддержку Федерации, но в итоге вопрос выделения средств Новосибирску повис в воздухе. Обиваем московские пороги и надеемся, что здравый смысл, принимающих эти решения. Потому что, только в этом году у нас школьников стало больше на 9 тысяч.
Другой пример, детские сады — они построены по федеральной программе, но никто не говорит о том, какой нагрузкой ложится на муниципалитеты содержание новых зданий и оплата труда новых сотрудников.
Или вот люди нас спрашивают: почему власть занимается проблемой ветхого и аварийного жилья только в Москве? В Новосибирске 1,5 тысячи домов с износом выше 60%, из которых только 200 домов признаны аварийными. У нас еще целые кварталы деревянных бараков в десятках городов страны, а в Москве готовы тратить миллиарды на расселения панельных домов. Это несправедливо — и наши жители все острее чувствуют этот отрыв благополучных москвичей от тех, кто живет за МКАДом.
Складывается парадоксальная ситуация: являясь бюджетными донорами, крупные города не имеют возможностей за счет собственных средств решать широкий круг задач. Мы практически лишились бюджетов развития.
В 2016 году из почти 120 миллиардов рублей налоговых доходов, собранных на территории Новосибирска, в городе осталось только 14% или 17 млрд. рублей. Остальное ушло в федеральный и региональный бюджеты. Положение города-донора, на 70 процентов формирующего бюджет Новосибирской области, выглядит ущербным, и такое перераспределение финансов трудно назвать справедливым.
Убежден, что именно финансовая устойчивость муниципалитетов, раскрытие их потенциала заложат фундамент для нового экономического подъема. Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 млн. человек, как Новосибирск, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой.
4. Новая экономическая политика
Сегодня у КПРФ есть опыт управления крупнейшим муниципалитетом России, позволяющий сокращать социальные разрывы. Есть четкое понимание того, как с наилучшим результатом использовать общественный, промышленный и научный потенциал городов России.
Новосибирский Академгородок в этом году отмечает юбилей — 60-летие. Благодаря гению отцов-основателей Сибирского отделения Российской академии наук наш город обладает выдающейся историей успеха разработки и внедрения научно-технических достижений. У нас «под боком» есть уникальная база, которая превосходят мировой уровень, а мы для внедрения отечественных разработок не обладаем полноценными возможностями.
Новосибирск, так же, как и другие муниципальные образования, серьезно ограничен в проведении собственной промышленной политики. По сути, единственным ресурсом, с которым муниципалитет может участвовать в индустриально-парковых проектах, являются земельные участки, предоставляемые под строительство. Однако и этот ресурс в крупных городах исчерпан.
Города должны иметь возможность в полной мере задействовать мощнейший потенциал отечественный науки, внедрять прорывные технологии в муниципальное хозяйство. Это тоже должно быть одной из основных задач государственной политики. Нам важно, чтобы разработки ученых приносили пользу, развивали инфраструктуру города, улучшали экологию и качество жизни. Но нам нужны полномочия, ресурсы и федеральная поддержка для их реализации.
Создание стимулов и возможностей для развития муниципалитетов должно стать приоритетом экономической политики России. Если такой приоритет появится, я уверен, что наша страна направит мощную энергию российских городов в позитивное, созидательное русло.