08.07.2016 17:16 Анжелика Абали
По мнению экспертов аналитического центра при правительстве РФ, реформа российского образования, вступившая в силу в 2010 году и продлившаяся пять лет, не дала результатов.
С принятием данной реформы правительство ожидало снижение бюджетного давления, рост финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической инициативности образовательных организаций.
Реформа предполагала расширение самостоятельности организаций, что привело бы к смещению модели финансирования в сторону целевых субсидий и развитию направленности на поддержку новых инициативных типов учреждений. Более того, закон предусматривал ввод требований к качеству образования, но регионы не смогли завершить процесс их разработки, по причине отсутствия пакета документов на федеральном уровне.
– Все попытки модернизировать образование приводят только к ухудшению ситуации. Оптимизация сети образовательных учреждений ведет к дальнейшему ухудшению положения в школе. По-прежнему снижается качество подготовки выпускников и качество образования в целом. При этом количество медалистов в школах новосибирской области увеличивается — в 2016 году их стало более 1300. Дальнейшее «усовершенствование» ЕГЭ приводит к тому, что повышается уровень нервных потрясений и суицидов среди выпускников. Особенно в этом году повысились случаи стрессовых ситуаций выпускников 9 классов, сдающих ОГЭ в чужих школах под камерами. Также вызывает вопрос множество образовательных линий, из-за которых возникает различие толкований в учебно-методических комплектах, особенно в учебниках истории и литературы, – прокомментировал ситуацию депутат Законодательного собрания, директор Барабинской школы № 3 Евгений Гутов.
Депутат Государственной думы Вера Ганзя, как педагог с многолетним стажем и бывший директор школы, знает о проблемах образовательной сферы не понаслышке:
– Мало того, что данная реформа не даёт результатов, так она еще и ухудшает состояние образования, начиная от качества преподавания и заканчивая материально-техническим состоянием образовательных учреждений. Единый Государственный Экзамен не учит детей анализировать и видеть причинно-следственные связи. Что касается технического состояния школ — я побывала в разных районах города Новосибирска, и могу сказать, что то, что было построено в советские годы, уже давно пришло в упадок. В 21 веке школьникам не созданы нормальные условия — и это самое страшное. Вы не представляете, каково педагогам учить детей в кабинете, в котором с потолка течёт вода в тазики. Зимой в сельских школах безумно холодно, детишки сидят на уроках в перчатках, в куртках. То, что сегодня нам преподносят правящие круги через средства массовой информации — это небо и земля. Они стараются замалчивать многие факты, но сколько можно скрывать современные реалии.
Вера Ганзя также не смогла обойти стороной тему заработной платы, сделав акцент на том, что жалованье педагогам не увеличивалось с 2013 года. Для того, чтобы догнать заработную плату учителей до средней по экономике, правительство требует оптимизации, а это значит, что необходимо увольнять психологов и логопедов, дабы переложить всю оставшуюся работу на педагогов и разделить жалованье.
– Федеральные образовательные стандарты, которые навязываются в школах — воспитывают потребителей, но никак не свободных и творческих личностей. Все задачи, поставленные реформой, не только провалились, но и сбросили наше образование настолько низко, что наши дипломы за рубежом практически не котируются.
Вера Ганзя поделилась вариантами решения данной проблемы, рассказав, что у КПРФ есть свой альтернативный закон об образовании, принятый в 2012 году, который требует вернуться к основным принципам образования советских школ, остановить оптимизацию и заняться пересмотром учебной литературы. В планах проведение инвентаризации состояния школьных сооружений и отмена нормативно-подушевого финансирования.
— Мы за то, чтобы образование воспитывало грамотных, умных, достойных и патриотичных людей, способных нести ответственность за себя и за будущее своей страны.