14.07.2011 15:29 Степан Романов
В России объявлен очередной траур. На этот раз из-за кораблекрушения теплохода «Булгария», утонувшего в Куйбышевском водохранилище, в устье Камы, впадающей в Волгу. Теплоход затонул, имея на борту 208 человек, в том числе около 60 детей, удалось спасти только 79 человек. Трагедия волжского «Титаника» всколыхнула общественное мнение страны. Многие увидели параллели с возможной судьбой сегодняшней России.
Теплоход «Булгария» (до февраля 2010 года «Украина») был построен в 1955 году и принадлежит ОАО «Камское речное пароходство». 52% акций этого пароходства владеет миллионер, член «Единой России» Михаил Антонов, через свою компанию, зарегистрированную в Арабских Эмиратах, и только 32% акций пароходства принадлежит Росимуществу. «Эффективный менеджер» сдал принадлежащий ему теплоход в аренду ООО «Бриз», оно, в свою очередь, передало судно в субаренду ООО «Агроречтур», у которой не было лицензии на перевозку пассажиров.
Капремонт на судне проводился в последний раз 30 лет назад, в 1980 году. Тем не менее, по заявлению Минтранса, теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным к эксплуатации. По данным предварительного следствия, теплоход при выходе в рейс имел неисправность главного левого двигателя и значительный крен на правый борт. Это было заметно даже пассажирам, и они требовали от капитана прервать рейс, но «кто-то дал ему указание отправиться дальше». Кроме того, еще до трагедии на судне вышло из строя электрооборудование, и тонущий теплоход не смог подать сигнал SOS. Кроме того, к экипажу судна были претензии по части дисциплины и технической грамотности. На борту «Булгарии» находилось 25 незарегистрированных пассажиров.
Неисправный перегруженный теплоход вышел в двухдневный круизный рейс выходного дня из Казани в Болгар — древнюю столицу Волжской Булгарии. При возвращении назад началась гроза, и дул порывистый ветер. Всех детей собрали в музыкальном салоне на нижней палубе. В 13 часов 30 минут «Булгария» стала совершать боковой маневр, еще сильнее накренилось на правый борт, в результате чего произошло затопление палуб и внутренних помещений, и затонула в течение трех минут в трех километрах от берега. Люди разбивали стекла и прыгали в воду. Большей части пассажиров спастись не удалось. Водолазы обнаружили в помещениях затонувшего на глубине 18 метров теплохода 110 тел погибших. Сообщил о трагедии в 14 часов вышедший на полчаса позже по тому же маршруту теплоход «Арабелла», который и спас всех 79 находящихся на воде пассажиров и членов экипажа «Булгарии». По свидетельству пассажиров, пока они терпели бедствие, мимо без остановки прошли три судна — танкер «Волганефть», баржа и скоростной теплоход «Метеор». С проходящих судов тонущих людей снимали на сотовые телефоны…
По словам представителей Камского речного пароходства, ситуация с «Булгарией» не уникальна. В подобных условиях и подобном состоянии годами эксплуатируются десятки, а то и сотни судов на Волге и других реках России.
«Курск», Саяно-Шушенская ГЭС, тонущие суда, падающие самолеты, взрывающиеся шахты и арсеналы, лесные пожары, гибнущие люди — сколько еще катастроф должна пережить Россия, чтобы понять гибельность того пути, на который ее толкнули? Износ созданной в Советское время техники и инфраструктуры, в обновление которых новые собственники не вкладывают ни рубля, в погоне за прибылью выжимая из нее последний ресурс. Тотальная коррупция, безответственность и непрофессионализм чиновников, которые думают только о своем кармане и за взятку готовы пренебречь безопасностью людей. Порожденная и поддерживаемая ими власть, в очередной раз объявляющая в стране траур и ничего не делающая до следующей трагедии. Пора положить этому конец, пока уставшая, разворованная, сданная в субаренду Россия, с неисправным двигателем, накренившаяся на правый борт, не погрузилась в пучину, увлекая за собой всех пассажиров.
Хроника трагедий последних дней:
26 июня 2011 г. под Петрозаводском при посадке на автодорогу разбился самолет Ту-134 компании «Русэйр». На борту было 52 человека. Самолет загорелся и взорвался. 47 человек погибло. Самолет находился в эксплуатации с 1980 года. В российских авиакампаниях в настоящее время совершают рейсы 90 самолетов Ту-134.
10 июля 2011 г. в Красноярском крае в Енисей упал частный вертолет Robinson, взлетевший с базы отдыха на острове Конный под Красноярском. Водолазы обнаружили на дне Енисея кабину разбившегося вертолета, тело пилота не найдено.
11 июля 2011 г. самолет АН-24 совершил аварийную посадку на воду реки Обь в районе Стрежевого из-за пожара левого двигателя. Самолет эксплуатируется с 1975 года. На борту находилось 37 человек. Во время вынужденного приводнения самолет разломился пополам, 7 человек погибло, 18 госпитализировано, четверо находятся в тяжелом состоянии. В России эксплуатируется 99 самолетов АН-24 советского производства.
12 июля 2011 г. экскурсионный катер, управляемый нетрезвым капитаном перевернулся на Телецком озере в Республике Алтай. Четверо из 13 пассажиров, находившихся на борту, в том числе один несовершеннолетний числятся пропавшими без вести.