19.05.2011 00:55 Евгения Глушакова
Обязав директоров школ установить душевые и провести горячую воду в каждый класс, чиновники от образования «забыли» выделить соответствующую статью расходов. Чем нововведение обернется для школ и их директоров, рассуждает директор школы №92 Барабинского района, депутат Законодательного собрания Новосибирской области от фракции КПРФ Вера Ганзя.
– Несомненно, с точки зрения заботы о гигиене и здоровье детей данная мера необходима. Однако, когда у чиновников чешутся руки что-то изменить, не просчитав предварительно, в какую сумму это обойдется и, главное, за чей счет, это удивляет. Выполнимы ли эти требования для сельских образовательных учреждений — очень большой вопрос, потому что средств на это нет. И когда нам дают непонятно как принятые установки и предъявляют соответствующие требования, я считаю это очередной профанацией. Выполнить требования невозможно, но Роспотребнадзор будет постоянно приходить и «проверять сделанное»! В итоге «крайними» окажутся директора школ, что подтверждают последние изменения в законе об образовании, где сказано, что учредитель снимает с себя всякую ответственность за условия, которые он раньше обязан был создавать для обучающихся. Сейчас за это отвечает руководитель школы. А где руководителю школы взять средства на создание этих условий, тоже непонятно. Если брать с родителей, производить школьные поборы, директора снова столкнутся с ситуацией, когда начинаются проверки прокуратуры, признающей использование собранных средств на хозяйственные нужды нецелевыми. Эти деньги должны идти непосредственно на детей. То есть, куда ни кинь — везде клин. И директор школы — это заложник глупой и бездумной образовательной политики. Прежде чем менять стандарты, создайте для этого условия!
– То есть, под душевые и горячую воду, как я понимаю, выделять из бюджета средства не планируется?
– Нет, конечно. А где их взять? Этим должны озаботиться региональная и федеральная власть. А если просто так нам дать указание, а потом каждый день присылать Роспотребнадзор с проверками, который, приходя, накладывает штраф, то положительного результата ждать не придется. Сейчас у нас прошли четыре проверки подряд, закончившиеся штрафами либо за мелкие недочеты, либо за то, что в принципе, чисто физически нельзя сделать. Например, те же душевые. Как это реализовать? Это же нужно подводить воду, пристраивать помещение. А горячая вода? Какая горячая вода и откуда может быть в деревне?
– А какова вообще цена вопроса этих душевых, умывальников для школы?
– По большому счету все зависит от того, в каких условиях делать. Например, в одном из зданий нашей школы душевые есть, потому что здание было сдано в 2002 году, и они уже были предусмотрены. А чтобы их сделать в другом здании, думаю, что понадобится как минимум двести тысяч рублей.
– Наверняка вы как депутат обращались к чиновникам с соответствующими вопросами? Что чиновники говорят на этот счет?
– У них ответ один — нет денег. Больше они ничего не говорят. А «хотелки» наших чиновников я не увидела ни в программах, ни в строчках бюджета. Чиновники отнекиваются. С другой стороны — давайте посмотрим немного иначе на самих чиновников. Вот им упали на голову эти новые стандарты, а денег в бюджете нет. А бюджет — это такая структура, где просто так «ниоткуда» не выдернешь и никуда не «пририсуешь» лишний нолик. Но чиновники защищены тем, что они могут переложить ответственность на руководителей образовательных учреждений. Мы же не защищены никак.
– Что собираетесь предпринять, как будете «выкручиваться»?
– Во-первых, требовать на разных уровнях средств в бюджет на нужды образования. Во-вторых, понятно, что просто так выкрутиться невозможно. Если кто-то захочет по политическим мотивам, что в последнее время стало «модно», меня «придавить» по поводу того, что, например душевой нет или кабинеты не соответствуют размерам, а я стены никак не раздвину и не сдвину, то это можно сделать и штрафами, и другими наказаниями. Здесь полная свобода действий по избавлению от неугодных руководителей.
– А как в этом плане обстоят дела у ваших коллег, директоров других школ?
– Так же точно. Сегодня у нас кадровой политики, как таковой, нет ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Те люди, которые приходит управлять определенными отраслями, непрофессиональны. Человек, который последний раз был в школе, получая аттестат о среднем образовании, и теперь является куратором этой отрасли, вряд ли четко представляет свои задачи. В нашем Барабинском районе так и есть. Человек, проработавший всю жизнь на железной дороге, что может «накурировать» в образовании? И так везде. Кадровая политика очень недалекая. От этого страдают и сами профессионалы, и отрасль образования. Что до моих коллег, то единой позиции, к сожалению нет. Одни предпочитают молчать и соглашаться со всеми штрафами, выговорами и так далее. Другие, наоборот, поднимают голос в защиту своих прав и прав детей. Но, мне обидно и больно это говорить, такие борцы — не в большинстве. Педагогическое сообщество разобщено. Мы делаем все, чтобы добиться соблюдения прав общеобразовательных учреждений и школьников, которые в них обучаются, но поддержки пока недостаточно.
Газета «За народную власть!»