08.02.2011 21:17 Анатолий Дмитриев
Последнее время в нашей стране все чаще совершаются попытки перевести образование на коммерческие рельсы. Нашумевший закон об автономных учреждениях фактически лишил целые социальные группы возможности получить полноценное среднее образование, а новый образовательный стандарт просто шокировал опытных учителей, кого будет выпускать школа, если обязательными дисциплинами для обучения хотят сделать ОБЖ, физкультуру и какой-то странный предмет — «Место России в мире».
Пока в Москве думают, как окончательно уничтожить русскую школу, в Заельцовском районе Новосибирска в школе №74 разворачиваются жаркие бои местного значения. Много лет на улице Кропоткина мирно сосуществовали школа №74 и школа №85 «Журавушка», пока кому-то из чиновников не пришла в голову идея объединить два учебных заведения в одно. Учителя семьдесят четвертой школы открыто называют происходящее рейдерским захватом.
Преподаватели не против объединения школ, но педагогический коллектив школы №74 против того, чтобы объединённую школу возглавил директор «Журавушки» Ярослав Николаевич Чепкайло. Дело в том, что Чепкайло является создателем известной хоровой студии «Журавушка», которая за свою долгую историю добилась впечатляющих результатов на самом высоком уровне. Позже Ярослав Николаевич вокруг своего коллектива создал «поющую» школу, задумка собрать под одной крышей музыкальноодаренных детей оправдала себя, если бы не одно «но». «Журавушка» стала школой «для избранных», родители юных дарований выкладывали немалые суммы за обучение.
Школа № 74 была известна тем, что активно внедряла адаптивную систему и принимала в свои ряды самых сложных подростков, от которых отказывались другие школы.
– В нашей стране, почему-то все школы хотят каким-то образом выделиться. Показать свою уникальность и значимость. Очень хорошим показателем для них является высокий уровень успеваемости их учеников, а от проблемных детей они стараются избавляться, – сетуют учителя школы №74. – Но эти дети ведь тоже должны получить право на образование.
В середине 90-х годов, когда показатели преступности зашкаливали, в 74-й школе был создан так называемый милицейский класс, ученики которого ориентировались на дальнейшую работу в органах правопорядка. И именно в него определяли наиболее сложных учеников, дальнейшая судьба которых вызывает сегодня неподдельную гордость педагогов.
Еще одна отличительная особенность школы №74 заключается в исключительной сплочённости педагогического коллектива, в то время как в «Журавушке» большая текучка кадров. Коллектив 74-й школы хочет сохранить принципы обучения и отношения к детям, которые действовали в школе десятилетиями и в самые тяжелые времена от них не отказались.
По планам чиновников от образования новая школа будет называться школа № 74 «Журавушка» с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, и директором хотят назначить Ярослава Чепкайло. Такие планы пугают и учителей, называющих ситуацию «рейдерским захватом», и родителей из 74-ой. Школа-студия «Журавушка» — это школа для детей обеспеченных родителей, вступительный и ежемесячный взнос в ней в разы превышает аналогичные взносы в 74-й. Нужно учитывать, что родители учеников школы №74 такие суммы не потянут, возникнет жесткое социальное расслоение на богатых и бедных, что может спровоцировать конфликты не только между родителями, но и между детьми.
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области, коммунист Андрей Жирнов, на округе которого располагаются эти школы, отметил, что в вопросах образования не действуют законы сложения, и слияние двух школ может привести к необратимым потерям:
– По просьбе родителей учеников школы №74 я обратился к мэру Новосибирска и губернатору Василию Юрченко с тем, чтобы они внимательно отнеслись к ситуации, учли аргументы всех сторон, – рассказал журналисту КПРФНск депутат-коммунист. – Поспешное решение может привести к тому, что мы потеряем и «Журавушку» с ее оригинальным подходом к эстетическому воспитанию детей, и школу №74, которая не боится работать с трудными подростками. Проблема не тривиальная, может погибнуть педагогический коллектив, и мы получим на Кропоткинском жилмассиве «горячую точку». Насильственное слияние может привести к дестабилизации учебного процесса. Родители настроены очень решительно, хочу надеяться, что руководители города и области их услышат.