КПРФ в Новосибирске - Основы коммунальной грамотности: Вадим Агеенко провел семинар по законодательству в сфере ЖКХ для жителей Заельцовского района
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Март 2024
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
Сегодня 19 марта 2024
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 01
Апрель 2024

Rambler's Top100










Основы коммунальной грамотности: Вадим Агеенко провел семинар по законодательству в сфере ЖКХ для жителей Заельцовского района

01.12.2014 14:42  Иван Стагис

Основы коммунальной грамотности: Вадим Агеенко провел семинар по законодательству в сфере ЖКХ для жителей Заельцовского района

26 ноября в актовом зале гимназии № 9 собралось порядка 100 человек. Среди них были активисты ТОСов, члены советов домов — первый секретарь Заельцовского районного комитета КПРФ, депутат Законодательного собрания Валерий Синенко организовал встречу жителей Заельцовского района со своим коллегой по фракции, депутатом-коммунистом Вадимом Агеенко, который является признанным экспертом в сфере ЖКХ. На встрече так же присутствовали и выступили депутаты заксобрания, члены фракции КПРФ Андрей Жирнов и Артем Скатов. Основная тема встречи — программа капитального ремонта многоквартирных домов.


По мнению депутата Вадима Агеенко, в 2014 году программа капремонта провалилась по причинам, на которые депутаты-коммунисты неоднократно указывали и губернатору Василию Юрченко и Председателю заксобрания Ивану Морозу еще в период её формирования в 2013 году.

По мнению депутата, при подготовке региональной программы капремонтов нарушался областной закон №360-ОЗ, по которому правительство НСО должно было принять большое количество нормативных актов, но они не были своевременно приняты. Не были утверждены формы, по которым УК и ТСЖ нужно было предоставлять информацию о своих МКД, не были определены критерии износа МКД (появились позже), не установлена предельная стоимость капремонта отдельных элементов МКД и т.п. Именно об этом неоднократно сигнализировали коммунисты Губернатору и предлагали перенести реализацию закона на один год. Но на сессиях заксобрания фракция единороссов коммунистов не поддерживала. Вадим Агеенко обращался с этим вопросом к прокурору области, который признал нарушения жилищного законодательства, и губернатору было вынесено предостережение. В чем же были ошибки областного Правительства и почему в 2014 году программа капремонтов провалилась?

– Одной из стратегических ошибок областной власти, на мой взгляд, стало включение в планы ремонта на первый 2014 год сразу 1529 видов работ на общую сумму 520 млн. рублей. Мы прекрасно понимали нелепость таких грандиозных планов, т.к. многое в законах было недоработано даже на федеральном уровне. Часть нормативных документов на областном уровне были не приняты, а у тех которые уже приняты не были отработаны механизмы их реализации (определение износа МКД). Кроме этого мы понимали, что собрать средства от граждан будет сложно за четыре месяца до окончания года. Кроме этого, не был отработан механизм проведения конкурсов для подрядчиков. Не отработан механизм экспертизы смет и проектов капремонтов. 28 декабря 2013 Законом N 417-ФЗ в Жилищный кодекс и ряд других законов были внесены первые и очень кардинальные поправки с систему капремонтов: в три раза увеличились сроки проведения собраний в МКД (до 27 мая 2014 года), в два раза увеличился срок начала платежей (с августа 2014 года), оператору было запрещено собирать средства от собственников через УК хотя власть на это очень рассчитывала и предусмотрела на эти цели 10 млн. рублей. Теперь региональный оператор должен был самостоятельно осуществлять начисление, сбор и учет денежных средств. Мы видели, что Единая информационная система ЕМБИР, в которую должна была поступать от УК и ТСЖ информация о всех МКД и о собственниках, не заработана. В этой ситуации мы предлагали приостановить на один год на территории НСО реализацию программу капремонтов. Но нас не поддержало парламентское большинство в заксобрании.
Как же наше областное правительство выходило из создавшегося положения? Что было предпринято областным правительством и заксобранием?

– За это время депутаты заксобрания два раза вносили поправки в свой областной Закон о капремонтах. Было внесено более 40 поправок. Два раза мы принимали обращения в Госдуму и к Президенту РФ. В конечном итоге мы добились, что правительство НСО своим постановлением от 14.07.2014 № 265-п внесло поправки в действующую программу капремонтов. Из программы было исключено более 2 000 МКД с износом более 75%, исключена стоимость ремонтов, появились первые реальные проценты износа МКД, расширился перечень уже выполненных работ, на первый 2014 год оставили всего 190 видов работ (в т.ч. предполагалось отремонтировать 29 крыш), т.е. власть сократила свои грандиозные платы почти в десть раз. Но даже этот объем ремонтов оказался невыполним в 2014 году. Как и ожидалось, деньги на счета регоператора стали поступать только в сентябре. Сегодня ноябрь, прошло всего три месяца, средств на счете регоператора явно недостаточно. Процедура выбора подрядчиков конкурсная, а на его проведение нужно время. Крупные строительные компании не очень заинтересованы в «мелких» ремонтных работах – обороты не те, а волокиты много. По закону подрядчик первоначально может получить только 30% авансы, что тоже не совсем выгодно ремонтникам. Обычно только на материалы уходит 50% общей стоимости. Да и просто отремонтировать 29 крыш в осенне-зимний период невозможно, когда идут дожди и падает снег подрядчиков на такую работу найти сложно.
По мнению депутата Агеенко, сейчас в Госдуме немного одумались, внесено много поправок в ЖК РФ (шесть отдельных законов), по крайней мере, сейчас законодательством разрешено управляющим компаниям становиться собственниками специальных счетов – это должно навести порядок в начислениях и сборах денег. Так же УК смогут полноценно участвовать в капремонтах.  Мелкий ремонт: фасады, крыши, инженерные коммуникации вполне под силу УК. Сегодня есть достаточно ответственные и крепкие УК, на которые можно положиться и которые могут вполне ответственно выполнить эти капитальные ремонты. Власти нужно только четко отработать механизм отбора таких УК.

Вадим Агеенко затронул проблему «общего котла» — тех средств на капитальный ремонт, которые аккумулирует региональный оператор на своем счете. В Новосибирске около 8 тысяч многоквартирных домов, в первоначальный вариант программы было включено несколько меньше. Из включенных в программу к 27 мая провели собрание о выборе способа накопления средств только 1/5 от всех домов, причем 80% из них предпочитало хранить свои кровные на специальных лицевых счетах. Это сразу показало, что степень доверия у населения к организации проведения капремонтов по предложенной Жилищным кодексом схеме очень низкое. Интересные факты привел депутат Агеенко о том, как органы власти сами нарушают жилищное законодательство.

– Дело в том, что в силу ч.6 статьи 170 если за месяц до 27 мая в МКД не были проведены собрания собственников органы местного самоуправления должны были сами собрать такие собрания в этих домах с тем чтобы дать возможность собственникам определиться со способом накопления средств. Но муниципалитеты проигнорировали требования ЖК РФ и не провели ни одного такого собрания (мне об этом не известно). Через три месяца после этого срока мэрия без зазрения совести воспользовалась теперь уже ч.7 ст. 170, по которой если такое собрание не проведено то МКД передается региональному оператору, т.е. в общий котел. По сути, департамент ЖКХ мэрии лишил собственников их законного права самостоятельного выбора способа накопления средств на капремонт. Вот именно так оставшиеся 80% домов попали в общий котел. Я это называю мелким мошенничеством с большими последствиями, департамент ЖКХ мэрии называет это «вопросом трактовки норм жилищного законодательства» а наше областное министерство ЖКХ, наверное, посчитало это большим достижением и высоким уровнем доверия к политике государства в области капремонтов, так как большая часть МКД «своим не голосованием выбрали «общий котел», т.е. государство. Деньги от собственников полились рекой в общий котел.

Массу вопросов жители задавали по поводу безобразной организации самого сбора средств со стороны регоператора. Как получилось так, что квитанции стали приходить даже на умерших собственников, почему в квитках выставлена несуразная, общая для всех площадь квартир (20 кв.м.)? Почему с граждан взимается дополнительный сбор банком за перечисления за капремонт? Депутат озвучил своё видение этой проблемы.

– Избиратели часто задают вопрос, кто виноват в такой плохой организации начисления и сбора средств на капремонт. После получения уведомлений, многие жители обратили внимание, что порой начисления были сделаны на умерших граждан, уведомления получили наниматели, а не собственники, если даже в квартире числится два собственника, начисления делались только на одного человека, площадь квартир порой была просто усредненной (20 кв.м.). Почему так произошло? Иногда жители винят свои ЖЭУ или управляющие компании. Однако, согласно стать 18 нашего областного закона о капремонтах (№360-ОЗ) именно в обязанности оператора входит «начисление, сбор и учет» средств на капремонт от собственников у которых счета находятся ни только в «общем котле» но и если собственники выбрали свои спецсчета а владельцем этого спецсчета является регоператор. Это, как правило, дома находящиеся под управлением УК и проголосовавшие за свой специальный счет.
Как и ожидалось, первые уведомления от регоператора о начислениях за капремонт поступили собственникам — кому-то в середине сентября, кому-то — в октябре. Дело в том, что по той «мошейнической схеме», которую я описал, около 85% домов по всей области попали в общий котел. В каждом доме в среднем по сто собственников. Представляете, какой огромный объем данных ежемесячно должен обработать региональный оператор — сделать правильные начисления каждому собственнику, доставить уведомление до каждой квартиры, отследить через банк поступление средств от каждого собственника, разнести эти данные по каждой квартире.

Очевидно, оператор не получил достоверных баз данных о собственниках МКД. Как выяснилось, областное министерство ЖКХ поручило собрать такую информацию о собственниках не муниципалитетам и даже не регоператору а «Новосибирскэнергосбыту» по доверенности и внести все эти данные в Единую муниципальную информационную систему. Однако, многие ТСЖ, ЖСК и УК отказались предоставить такую информацию частной компании, которая не имеет ни какого отношения ни к муниципалитету, ни к региональному оператору, ни к системе ЖКХ, т.к. это является нарушением законодательства. Даже формы, по которым Энергосбыт пытался собрать эти данные от УК и ТСЖ не соответствовали объему данных предусмотренных Правительством РФ, объем истребуемых данных был завышен почти в пять раз, предлагалось внести в информационную систему не только количество всех прописанных в квартирах граждан, но и указать их родство (муж, жена, бабушка, дедушка, сын, дочь, а возможно еще и племянники). Вполне естественно, что многие УК и ТСЖ заполнять такие противоречащие закону формы отказались. Я по этому поводу обращался в областную прокуратуру и прокурор тоже усмотрел в этом нарушение законодательства о защите информации, в т.ч. о личных данных граждан. Что касается дополнительных сборов банками с граждан за перечисление денег за капремонт, я считаю это грубым нарушением закона. Еще раз сошлюсь на статью 18 нашего Закона «О капитальном ремонте» № 360-ОЗ, которая предписывает региональному оператору обеспечивать сбор и учет средств поступающих от граждан. Размещение на банковских счетах — это сбор, почему тогда жильцы должны еще платить банкам комиссию? Вся деятельность оператора осуществляется на бюджетные деньги. По моей информации, на эти цели регоператору из бюджета выделено 123 млн. рублей. Вот из этих средств и должны быть оплачены банковские сборы.

Не везде региональный оператор заключал с жильцами договоры, что также явилось нарушением вышеупомянутой нормы. Вадим Агеенко отметил, насколько важно знать коммунальное законодательство — чиновники часто берут посетителей, главным образом — пенсионеров, на испуг, недоговаривают те или иные нормы закона, трактуют закон так, как им выгодно. Примеры того, как жильцов пытаются запутать, вспоминались сами собой — один из участников встречи вспомнил, что с его дома пытались взять 100 тыс. рублей на восстановление паспорта дома — оригинал, как ему сообщили, потерялся.

– Обязанность по восстановлению техпаспортов должна лежать на организациях, которые принимали дома в управление, это управляющие компании. Если вспомнить «борьбу между УК» за МКД, то мы увидим как проигравшие дома просто не передавали новым УК техдокументацию а иногда просто уничтожали техпаспорта. Есть по этому поводу и судебные решения. Вообще, эта тема актуальна, жилищная инспекция, которой сейчас поручено определять степень износа домов, просила 900 млн. рублей на восстановление паспортов. Часть денег на эти цели были выделены и процесс восстановления паспортов за счет бюджета (или УК) уже идет. С другой стороны, и это важно для ЖСК и ТСЖ паспорта дома изготавливались в трех экземплярах, один из них точно находится в архивах, обратитесь туда, актуализируйте его. Это будет гораздо дешевле. Раньше законодательно было определено, что техпаспорта должны уточняться раз в пять лет. Сегодня этого требования нет. И если у вашего дома паспорт 1965 года – он тоже юридически действует.
Так же собравшиеся интересовались, кто и за чей счет должен выполнять экспертизу проектов и смет капремонта. Сегодня чиновники пытаются переложить эту ответственность на самих собственников. В большей степени это касается тех домов, ремонт которых будет проводиться в 2015 году и собственники получили от регоператора предложения и сметы таких ремонтов.

– Согласно статьи 14 областного закона о капремонтах №360-ОЗ в дополнительный перечень услуг и работ по капитальному ремонту, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса (5,6 руб. за 1 кв.м.) входят: разработа проектной документации, проведение экспертизы проектно-сметной документации и энергетическое обследование многоквартирного дома. Таким образом считается, что собственники выплатив свои взносы на капремонт уже оплатили уже оплатили эти дополнительные работы. Региональный оператор должен оплатить эти работы из своих средств.
Также Вадим Агеенко коснулся проблемы тарифообразования. Он объяснил собравшимся, что по этому вопросу не надо лишний раз беспокоить мэрию — минимальный размер взноса на капремонт устанавливает правительство Новосибирской области.

- Минимальный размер взноса утвержден постановлением правительства НСО от 22.11.2013 № 512. При этом коммунисты предлагали ввести дифференцированные ставки: одну ставку сделать для Новосибирска, другую — для области или разбить по районам области, можно было дифференцировать ставку по типам домов – для кирпичных домов одна ставка, для панельных – другая, для бараков - третья. Жилищный кодекс это допускает. Но в министерстве ЖКЖ решили пойти по другому пути – установить единую ставку для всей области 7,1 руб. за 1 кв.м. Пришлось потом бороться за снижение установленной ставки и правительство НСО своим постановлением от 28.04.2014 № 179-п снизило минимальный сбор до 5,6 руб. – в 2014 году. На 2015 и 2016 годы установлена ставка минимального сбора за капремонт в размере 6.1 руб. за кв.м.
Депутату поступил ироничный вопрос – как долго продержится эта коммунально-строительная пирамида. Однако Вадим Агеенко ответил на него вполне серьезно.

– От проблемы капитального ремонта никуда не деться. Платить за него все равно придется и это правильно. Вспомните, ведь мы с вами всегда платили за капремонт. В советское время в составе квартплаты были отчисления на амортизацию основных фондов (около 2%), вот это и были платежи за капремонт. Потом в течение 20 лет капитальным ремонтом власти почти не занимались (разве что аварийные или вынужденные ремонты), хотя УК отдельной строкой включали такой платеж в квитанции. Правда тратились эти деньги не на капремонт а на текущее содержание жилья. Граждане это заметили, когда заработала программа капремонтов по Закону №185-ФЗ. Именно в это время на федеральном уровне было принято решение отстранить УК от сборов за капремонт и взять это дело в государственные руки. Был принят Закон №271-ФЗ и в Жилищный кодекс внесли соответствующие поправки. Как показала практика, государство подошло к организации капремонтов не совсем продумано. Много внимания в ЖК РФ уделено тому как собрать с граждан деньги а вот как организовать этот самый капремонт, какими силами его провести, как проконтролировать его качество, как возместить собственникам убытки если был допущен брак в работе или если оператор или банк просто обанкротится. Вот эти вопросы в ЖК РФ прописаны довольно расплывчато. Чувствуется, что закон писали экономисты и финансисты но не жилищники-практики. По этому, я уверен, что в жилищный кодекс будет внесено еще много поправок, процедуры и механизмы будет отрабатываться отдельно. Но сам принцип платежа за капремонт останется. От этого ни куда не уйдешь – дома стареют и требуют ремонта. Думаю, борьба развернется за долю участия государства в капремонтах, за величину минимального взноса, за порядок обслуживания банками счетов, возможно, появится механизм кредитования капремонтов под гарантию государства. Предполагаю, что УК будут более широко привлечены к системе организации капремонтов. Без них в этой отрасли не обойтись. Так что вопросов много но ответ один – капремонты проводить надо. Это в серьез и на долго. Главное чтобы все это было грамотно и справедливо организовано. И все же я склоняюсь к тому, чтобы на федеральном уровне был принят отдельный закон «О капитальном ремонте МКД».
Встреча в актовом зале Гимназии №9 с Вадимом Агеенко продолжалась два часа. Участники остались довольны откровенным разговором с депутатом. Некоторые не в первый раз были на встречах с Вадимом Агеенко и сделали вывод — за это время уровень его компетенции в сфере ЖКХ только повысился. Активисты домовых комитетов благодарили и Заельцовский районный комитет КПРФ, который организовал такой семинар по вопросам ЖКХ.







Подписаться на новости
  

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

01.03.2024 06:49

В Новосибирске пройдёт круглый стол по вопросам ЖКХ и возможных перспективах национализации энергосистем

02.02.2024 04:29

В Новосибирске пройдет круглый стол на тему изменений в правилах оплаты утилизационного сбора на транспортные средства

17.01.2024 05:29

В Новосибирске почтят память Владимира Ильича Ленина

20.12.2023 04:57

В Новосибирске отметят 144-ю годовщину со дня рождения Иосифа Сталина

21.11.2023 08:38

Пресс-конференция депутата Госдумы: Как бюджет на 2024 год повлияет на СВО и пенсии

Актуальный комментарий

14.02.2024 09:51

Ренат Сулейманов: КПРФ за прямые выборы мэра крупнейшего муниципалитета страны

20.11.2023 11:49

Ренат Сулейманов: Без повышения платежеспособности населения экономический рост невозможен

26.10.2023 09:32

Ренат Сулейманов: Комсомол — это уникальная организация

07.09.2023 07:36

Роман Яковлев: Областной бюджет — жителям региона

25.06.2023 06:04

Анатолий Локоть: Я верю в счастливое будущее родного Новосибирска. Мы создаем его все вместе

Аналитика

22.01.2024 04:44

Доклад Рената Сулейманова на X (январском) Пленуме Новосибирского обкома КПРФ

28.08.2023 06:44

Доклад Рената Сулейманова: Опыт стратегического планирования устойчивого развития города Новосибирска и результаты деятельности мэра-коммуниста

21.08.2023 07:48

Проект Избирательного кодекса Российской Федерации

21.07.2023 04:17

«Образование души»: что может парламент?

21.07.2023 02:25

Геннадий Зюганов: «Общество сплачивается на позитивных идеях и конструктивной программе»

Новости

19.03.2024 04:29

Борьба продолжается!

18.03.2024 12:30

Николай Машкарин и Виталий Быков организовали празднование масленицы на округе

18.03.2024 11:26

Депутат горсовета Георгий Андреев организовал масленицу во дворе дома на ул. Толбухина

18.03.2024 09:53

Депутат Антон Бурмистров призвал голосовать за благоустройство набережной ОбьГЭСа

18.03.2024 09:50

КПРФ об итогах выборов Президента России. Брифинг в ИА ТАСС