КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Август 2017
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
Сегодня 22 августа 2017
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 01 02 03 04
Сентябрь 2017

Rambler's Top100










Выступление Вадима Агеенко на комитете по ЖКХ о начислении ОДН

12.04.2013 09:18

Выступление Вадима Агеенко на комитете по ЖКХ о начислении ОДН

10 апреля 2013 года в Законодательном собрании НСО состоялось заседание комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. На комитете четвертым по счету вопросом рассматривалось обращение депутата-коммуниста Вадима Агеенко к губернатору области с просьбой приостановить приказ департамента по тарифам № 168-ЭЭ об установлении нормативов по электроэнергии на общедомовые нужды.


Свидетели этого заседания были шокированы поведением председателя комитета Николая Мочалина, который вместо 20 минут отведенных на этот вопрос дал депутату Агеенко всего 5 минут на доклад, несколько раз прерывал его, не давал депутату задавать вопросы представителям департамента по тарифам и энергосбыта. Председатель так и не дал депутату даже высказать свое мнение в конце обсуждения ни по принудительной установке счетчиков ни по репликам энергетиков о границах ответственности на которых устанавливаются эти счетчики.

Депутаты почти без обсуждения приняли решение отказать депутату Агеенко в принятии его обращения к Губернатору, посчитав проблемы которые поднимаются в обращении личными проблемами одного дома «ЖСК Фиалка».

КПРФНск публикует полный текст выступления депутата Вадима Агеенко на комитете от 10.04.2013 года, все материалы и приложения к выступлению.

Уважаемые депутаты и приглашенные.

Как мы все знаем с принятием новых Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 г. ПП №354 был введен новый порядок оплаты коммунальных услуг.

Пункт 40 Правил гласит, что «Потребитель коммунальных услуг в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (начисления на ОДН).

Ранее нормативы потребления коммунальных услуг для населения тоже были и содержали в своем составе все технологические потери плюс объемы ресурса на содержание общего имущества. Т.е. граждане, не установившие у себя в квартире счетчики, всегда оплачивали все предусмотренные нормативные и технологические потери и некий дополнительный объем коммунального ресурса на содержание общего имущества (на освещение подъездов и работу лифтов, на мытьё полов на лестничных клетках и полив газонов летом). В соответствии с ст. 157 Жилищного Кодекса у граждан есть вполне законный выбор – платить по нормативу и переплачивать или установить счетчик и платить строго фиксированную сумму. Те граждане, кто не хотел связываться с установкой счетчиков вполне сознательно шли на эту переплату по нормативу и знали, что они тоже оплатили все внутридомовые нужды своего дома. Это было справедливо и ни кто против этого не возражал.

Только в 209 году, в связи с эпопеей корректировок тепловой энергии (доначисления за тепловую энергию за 2008 год), которые вылились в астрономические цифры, граждане стали задумываться – а насколько обоснован сам норматив, какие потери в него входят, сколько же нужно ресурса на содержание общего имущества?

В тот злополучный 2009 год граждане наконец сравнили реальные показания общедомовых счетчиков (на части домов они уже были установлены), которые четко учитывают весь потребленный коммунальный ресурс по дому - будь то тепло, электроэнергия или вода для населения на свои квартирные бытовые нужды или объем ресурса истраченный на содержание общего имущества и все технологические потери (освещение подъездов, лифты, насосы, мытье лестничных клеток, полив газонов и т.п).

После таких сравнений объемов реального потребления коммунального ресурса зафиксированного по общедомовому счетчику (ОДПУ) и объемов насчитанных по действующим на тот момент нормативам оказалось, что сверх того что реально потребляют граждане и весь дом на общедомовые нужды (ОДН) со всеми технологическими потерями в нормативы включены ещё какие то объемы. Т.е. установленные мэрией или областным департаментом по тарифам нормативы сверх реальных технически и экономически обоснованных объемов коммунального ресурса завышены еще на 17-20%.

Именно это вызвало серьезное возмущение граждан и было предметом детального разбирательства и в Судах и в самом правительстве. Только я в нашей области за 2009-2010 год отслеживал 120 Арбитражных судебных дел по нормативам на общую сумму около 500 миллионов рублей. Но это отдельная история по которой я обращался с письмом председателю Высшего Арбитражного суда

Эта эпопея с разбирательствами в судах и массовыми протестами граждан длилась два года. В 2010 году уже всем было понятно, что нормативы сильно завышены и что энергетики и другие поставщики очень умело «пропихнули» в эти нормативы свои «не технологические потери» а проще все потери, которые они несут от своей же бесхозяйственности и не умения работать.

И вот только в мае 2011 года было принято постановление правительства РФ №354 (ПП №354), которым утверждались новые правила предоставления коммунальных услуг, в замен ПП №307. Пунктом 4 этого постановления от 6 мая 2011 года Министерству регионального развития Российской Федерации было поручено:

Внести изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (ПП от 23 мая 2006 г. № 306) и исключить из нормативов потребления, объемы коммунальных ресурсов, предусмотренные для содержания общего имущества многоквартирного дома и нормативные технологические потери.

Так же было поручено МРР разработать порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

То есть, Правительство РФ решило установить новый порядок расчетов за КУ: по нормативу для населения люди, которые не установили у себя счетчики также должны были оплачивать соответствующий коммунальный ресурс и плюс к этому отдельно по другому нормативу на ОДН затраты этого же ресурса на общедомовые нужды.

Через 11 месяцев поручение Правительства РФ (п.4 ПП №354) было выполнено и такой порядок установления нормативов на ОДН был разработан, а объемы на ОДН были изъяты из общего норматива.

28.03.2012 постановлением правительства N 258 были введены новые правила установления нормативов №306, в которых и видно, что из расчетных формул нормативов для населения изъяты объемы на общедомовые нужды.

Что касается электроснабжения.

Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода Аналогов определяется по формуле №9 Приложения к новому ПП № 306:

form1.gif

где:

W1 - суммарный расход электрической энергии по показаниям всех индивидуальных приборов учета за июнь и ноябрь в жилых помещениях l-го многоквартирного дома или в l-м жилом доме;

Ранее, в старом ПП №306 это была формула №4 и выглядела она так:

form2.gif 

где:

W общ. - суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета за июнь и ноябрь;

Замена термина «коллективных приборов учета», они же общедомовые приборы учета (ОДПУ) на термин «индивидуальных приборов учета» подтверждает, что из норматива должны быть изъяты все объемы на ОДН и технологические потери, как предписывал пункт 4 ПП №354.

Однако давайте сравним старые (Приказ от 17 августа 2007 г. N 84-Е) и новые нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях жилых домов установленные департаментом по тарифам (Приказ от 15 августа 2012 года № 168-ЭЭ):

Норматив (кВт ч. в месяц на 1 человека) для жилого помещения в многоквартирных домах и общежитиях квартирного типа, оборудованных электроплитами для одного человека проживающего в квартире:

Количество комнат

в жилом помещении

Приказ от 17 августа 2007 г. N 84-Е

Приказ от 15 августа 2012 года № 168-ЭЭ

Прирост норматива

(кВт.час.)

Прирост норматива %

1

150

156

6

4,0

2

175

184

9

5,1

3

191

201

10

5,2

4 и более

202

213

11

5,4

Как видно из сравнительной таблицы норматив не только не уменьшился на «изъятые» объемы на ОДН и технологические потери, как это предписывалось п.4 ПП № 354 и однозначно видно из формулы №9 но и увеличился от 4 до 5,4 процента.

Как такое могло произойти, если по формуле №9 при установлении этого норматива должны были использоваться показания только индивидуальных (квартирных) приборов учета? Сумма квартирных счетчиков всегда должна быть меньше показаний ОДПУ. Показания каких счетчиков были представлены энергетиками для расчета норматива и в каких домах эти замеры производились? Возможно к этим домам подключены не учтенные потребители (киоск, рынок, парковка, мастерская) или цифры показаний взялись из головы для искусственного завышения норматива, чтобы «стимулировать» граждан к установке счетчиков как это рекомендуется ст. 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении»? Однако, действующая формула №9 не содержит ни каких повышающих или стимулирующих коэффициентов.

Думаю с этим вопросом надо разбираться отдельно и выяснять - показания каких ПУ учитывались департаментом при установлении норматива на ОДН и как эти показания снимались, в каких типовых домах и как производилась выборка этих домов?

Как уже говорилось, согласно п.40 ПП №354, дополнительно к «основной» оплате коммунальной услуги электроснабжения с 1 сентября граждане обязаны оплачивать ещё и так называемые начисления электроэнергии на ОДН.

Ранее тоже производились такие оплаты на общедомовые нужды (освещение подъездов, подвалов, территории, насосов подкачки, работу других электроприборов, лифтов и т.п.) и насчитывались они по показаниям счетчиков МОП и других счетчиков (лифты, насосы, не жилые помещения и т.п.). Эти счетчики действительно по факту были общедомовые т.к. учитывали весь расход электроэнергии по дому.

Однако, с 1 сентября 2012 года «Новосибирскэнергосбыт» перестал признавать их как общедомовые, престал принимать их показания. Строчка «счетчик МОП» исчезла из макета электронного предоставления информации в «Новосибирскэнергосбыт» на личных страничках на сайте Энергосбыта по всем МКД.

Вместо этого, в соответствии с п.40 ПП №354, энергетики стали выставлять для оплаты новые объемы электроэнергии на ОДН рассчитанные по нормативам, установленным Приложением 4 Приказа департамента от 15 августа 2012 года № 168-ЭЭ:

п/п

Группы многоквартирных домов и общежитий квартирного, секционного, гостиничного и коридорного типов

Норматив,

кВт ч. в месяц на 1 м2общей площади помещений, входящих в состав общего имущества

в многоквартирном доме или общежитии квартирного типа

1.

1-5 этажные дома, оборудованные индивидуальным тепловым пунктом

1,447

2.

1-5 этажные дома, не оборудованные индивидуальным тепловым пунктом

1,381

3.

6-12 этажные дома, оборудованные индивидуальным тепловым пунктом

2,757

4.

6-12 этажные дома, не оборудованные индивидуальным тепловым пунктом

2,682

5.

13 этажные и выше дома, оборудованные индивидуальным тепловым пунктом

4,384

6.

13 этажные и выше дома, не оборудованные индивидуальным тепловым пунктом

3,83

По сути дела, начисления по новому нормативу на ОДН (ранее МОП) должны были быть близкими с уже имеющимися показаниями счетчиков МОП, которые установлены практически на каждом МКД. И эта схема учета электроэнергии никогда не вызывала сомнения у энергетиков, да и создавалась эта схема самими энергетиками при приеме домов в эксплуатацию и в 1950 году и в 1970 и в 1990 году. По крайней мере, до 2000 года так и было.

В дополнительных материалах к своему докладу я привожу расчет затрат на общедомовые нужды (ОДН ранее МОП) по самому типовому пятиэтажному дому в нашем городе (хрущевка).

Характеристики дома:

1967 год постройки, 5 этажей, 80 квартир, проживает 135 человек, пл. дома общая - 5173,3 кв.м., пл. жилая - 3532,3 кв.м., пл. общедомовая - 1641 кв.м., (в т.ч. 109 кв.м. не жилое помещение), 80 электроплит, бойлер для ГВС, освещение МОП - 85 ламп (по 90 Вт), две «кобры» для парковки на улице, установлены ОДПУ 2 ед. - на тепло и ХВС, насосы подкачки воды установлены, но не применяются (давления воды всегда хватает).

Как видно из Приложения 2 среднемесячное потребление электроэнергии за 2012-2013 годы на общедомовые нужды по показаниям ПУ составляет 887 кВт.час. (Справочно: за последние пять лет среднемесячное потребление МОП по нашему дому не выходило за пределы 900 кВт.час). Но в соответствии с формулой №9 Приложения 2 ПП №354 и для чистоты сравнений норматива на ОДН по Приказу №168-ЭЭ к расчету принимается средний показатель за июнь и ноябрь 2012 года – 930,5 кВт.час., что уже составляет плюс 43,5 кВт.час. к среднегодовому объему.

Норматив на ОДН (кВт ч. в месяц на 1 м2) применяется к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме или общежитии квартирного типа. Для нашего дома это 1641 кв.м.

Расчет объема потребления эл/энергии по МОП на 1 кв.м. общедомовой площади:

930,5 : 1641 = 0,56 кВт*час/кв.м.

Даже если применять этот норматив весь год для начисления электроэнергии для граждан в целом по нашему дому жители переплатят за лишних 43,5*12= 522 кВт.час. (т.е. 970,92 руб.). Возможно, это и не очень много, но это не справедливо.

Приказом от 15 августа 2012 года № 168-ЭЭ, Приложение 4 для домов 1 – 5 этажных установлен норматив 1,447 кВт.час. на 1 кв.м. общедомовой площади.

Сравним установленный норматив 1,447 и рассчитанный реальный средний норматив по нашему типовому дому 0,56. Разница составляет 0,887 кВт.час. на 1 кв.м. общедомовой площади т.е. завышение на 158,4 процента (в два с половиной раза).

С применением норматива департамента (1,447 кВт.час.) наш дом уже полгода ежемесячно переплачивает энергетикам за 2148-887= 1261 кВт.час. (или 2 516,58 рублей с НДС в месяц, 16 513,08 рублей за 6 месяцев ) Приложение 4.

Возникает вопрос – ЗА ЧТО жители нашего дома и все жители нашего города переплачивают энергетикам такие деньги а они получают дополнительные и ни чем не обоснованные доходы? Только за то, что в ПП №354 переименовали показатели и ввели новую терминологию?

Вот эта разница с реальными цифрами потребления и не понятными цифрами начисления вызывает не только много вопросов, но и справедливое возмущение граждан. Люди ни чего не могут понять. Откуда взялись эти цифры? Кто и как их рассчитал?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе на цифрах.

В соответствии с ПП № 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле №10

,

где:

- суммарный расход электрической энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт·ч) за июнь и ноябрь в i-м многоквартирном доме за вычетом суммарного расхода электрической энергии в нежилых помещениях;

- расход электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета за июнь и ноябрь в l-м жилом помещении;

m - количество жилых помещений в i-м многоквартирном доме;

n - количество многоквартирных домов;

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);

2 - количество месяцев, используемых для снятия показаний приборов учета (июнь и ноябрь).

Ранее (старое ПП №306) эти показатели Wi и Wj назывались W1 общ. и W2 общ. и использовались в п.24 Приложения для определения норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений расчетным методом с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире и имели такие расшифровки и значения:

общ.

W1 - расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовойтерритории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления;

общ.

W2 - расход электрической энергии на работу лифтового оборудования (учитывается для многоквартирных домов, оборудованных лифтами).

П. 25 Приложения к старому ПП №306. Расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека;

в отношении лифтового оборудования - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека.

Для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю.

Как видим ранее, до принятия нового ПП №354, расходы на ОДН было принято принимать (в случае отсутствия счетчика — по нормативу) в объеме всего 7 кВт.час. на 1 человека. Много это или мало – вопрос не в этом. Просто мы знаем, что и ранее в расчетном нормативе были учтены затраты на ОДН.

Сегодня ПП № 354 изменил порядок начисления этого норматива (формула 10) но у меня возникает вопрос: а где департамент взял показания коллективных (общедомовых) приборов учета (показатель ) если эти ОДПУ на подавляющей части домов просто не установлены? Возможно, они и есть в новостройке, но я предлагаю посмотреть Приложение 5 по составу жилого фонда Новосибирска и год постройки основной части домов (База данных МКД на октябрь 2011 года по данным департамента ЭКХ мэрии, расположена на сайте департамента).

По современным градостроительным нормам общедомовые счетчики электроэнергии действительно устанавливаются. Но из 5863 домов от 1 до 5 этажей, для которой определен этот показатель дома современной постройки (от 1990 до 2009 года) составляют всего 2,4% (139 домов). Этого явно не достаточно для формирования выборки домов для снятия показаний с применением Аналогового метода, который определяется пунктами 33-42 ПП №306.

Для определения нормативов потребления используются данные, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома (п.35 ПП №306). Как видно из Приложения 5 из всей группы учтенных домов пятиэтажки составляют 2526 домов или 43,1%, двух этажные дома – 1776 или 30,50%. В сумме эти две группы составляют 73,6% всей исследуемой группы домов. Но я уверен, что на подавляющей части этих домов 1904-1969 года постройки общедомовые счетчики просто не установлены. Тогда где же департамент нашел столько показаний «общедомовых счетчиков на электроэнергию»? Или это были показания новых элитных двух или четырехэтажек, которые оснащены своей подземной парковкой, камерами слежения, освещением своих наземных парковок или супер защитной охранной или пожарной сигнализацией. Возможно, в этих домах установлены импортные электрические бойлеры или вообще имеется своя автономная котельная. Тогда расходы электроэнергии по таким домам действительно будут зашкаливать. Но причем здесь обычные старые «хрущевки», которых большинство в учитываемой группе? Вот в чем вопрос.

Именно на этот случай п. 40 ПП №306 предусматривает, что при обработке данных по объему выборки (показаний ОДПУ) необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.

Учитывая даже эти требования ПП №306 возникает вопрос всё таки какие данные и каких домов использовались департаментом при установлении тарифа если норматив получился завышенным в два с половиной раза от реальных расходов типовых домов на эти общедомовые нужды (Приложение 2).

Сегодня энергетики, ссылаясь на ст.13 ФЗ №261 «Об энергосбережении», лихорадочно пытаются навязать установку таких ОДПУ но за счет жильцов и за очень большие деньги:

Нашему дому составлена смета на 52 тыс. рублей. Соседней 9-этажке – на 102 тыс. рублей.

Даже при установке ОДПУ на дом жильцы не получат при действующих тарифах ни какой экономии. Дело в том, что по нашему дому только до квартир проложено около 1 километра проводов на которых происходят технологические нормативные потери, каждый квартирный счетчик (у нас это 80 штук) сам потребляет эл/энергию, которая не учитывается этим квартирным счетчиком и заложена также как и все нормативные и технологические потери в действующий тариф (1,86 руб. за кВт.час для населения). В других домах картина такая же, разводка у всех типовых домов почти одинаковая.

Таким образом, сумма всех квартирных счетчиков и счетчиков МОП (в т.ч. лифтов) всегда будет чуть меньше чем показания ОДПУ на величину этих потерь. Это обстоятельство тоже вызывает много вопросов. Здесь уже необходимо рассматривать вопрос с ОДН для электроэнергии вместе с вопросом о самих тарифах на электроэнергию. Кстати о динамике изменения тарифов. Сопоставление наших областных тарифов по годам:

Наименование тарифа

2010 год

2011 год

рост

2012 год

рост

2013 год

рост

Эл/энергия (за кВт/час)

1,6

1,76

10,00%

1,86

5,7%

2,09

12,4%

ХВС (за 1 м.куб.)

7,21

11,47

59,00%

12,01

4,7%

14,21

18,3%

ГВС (за 1 м.куб.)

60,53

70,3

16,10%

75,1

6,8%

82,82

10,3%

Водоотвод (за 1 м.куб.)

7,01

7,72

10,13%

8,08

4,7%

9,57

18,4%

Теплоэнергия (за Гкалл)

830,28

888,42

7,00%

940,31

5,8%

1036,87

10,3%

Как видно из сравнительной таблицы, тарифы методично растут. И с июль 2013 года в нашей области они в очередной раз вырастут на 10 – 18%. А как же тогда требование Президента Путина В.В. о том, чтобы тарифы на коммунальные услуги изменялись за год не более чем на 6%?

Поэтому я предлагаю депутатам обратиться к Губернатору с просьбой приостановить действие приказа № 168-ЭЭ на время пока в Москве работает межведомственная группа по внесению изменений в Постановления №354 и №306.

Предлагаю создать отдельную рабочую группу или поручить уже созданной рабочей группе и наконец разобраться с начислениями самих нормативов для населения и на ОДН в том числе. Я готов войти в состав этой группы. Предлагаю вашему комитету запросить в департаменте по тарифам дела по установлению нормативов и внимательно их изучить.

И последнее. Поймите, что я здесь выступаю не только за свой дом в котором я вот уже 15 лет работаю председателем ЖСК и постоянно сталкиваюсь и с тарифами и с начислениями. Я сегодня выступаю от имени простых граждан, жителей нашего города, избирателей моего округа (центр города) которые не могут сами достучаться ни до управляющих кампаний, ни до мэрии и тем более не знают как добраться до департамента по тарифам. Наши граждане уже сегодня переплачивают очень много и это несправедливо и не по рыночном. Люди готовы платить за то, что они реально потребили, но позволять обогащаться за свой счет монополистам они не согласны. Наш русский народ действительно очень сердобольный и готов «с Миру по нитке собрать нищему на рубашку», но собирать с «нищих» по нитке на очередные коттеджи и супер-яхты абызовых и абрамовичей наш народ не согласен. 

Поймите это, уважаемые депутаты, ведь вы тоже представляете своих избирателей.

Я рассчитываю на ваше понимание и поддержку.

Спасибо за внимание.

Скачать приложения к докладу (.zip)




comments powered by HyperComments
Подписаться на новости
  

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

15.08.2017 10:51

Поколению «Детей войны» — государственную поддержку

20.07.2017 11:20

Обком КПРФ: Кандидата от «Коммунистов России» зарегистрируют по фальсифицированным подписям?

11.07.2017 11:41

Определены кандидаты от КПРФ на довыборах в Заксобрание и Горсовет Новосибирска

30.05.2017 12:09

Юбилейный Х День Правды пройдет в Новосибирске

29.05.2017 11:51

«Шахматная королева» достанется победителю турнира

Актуальный комментарий

02.08.2017 12:57

Вера Ганзя: Государство обеспокоено своим выживанием, а не проблемами пенсионеров

04.07.2017 08:28

Владимир Карпов: Коммунисты в Законодательном собрании противостоят всем хищническим проектам

23.06.2017 13:13

Ренат Сулейманов: Это был достаточно трудный политический сезон

06.06.2017 19:59

Андрей Жирнов: Возвращение НДФЛ Новосибирску — это справедливо

13.04.2017 12:29

Вера Ганзя: Легитимность власти — это защита от разных цветных революций и от нестабильности внутри страны

Аналитика

17.05.2017 13:37

Идиократия: Депутатам запретят свободные встречи с избирателями

26.04.2017 14:16

Апрельские тезисы в 2017 году

30.03.2017 16:15

Ренат Сулейманов: Задача КПРФ — защита прав избирателей

19.01.2017 12:42

Возвращение исторической справедливости: Рецензия на монографию Ларисы Белковец «Международное признание Советской России»

29.12.2016 12:43

Степан Сулакшин: Власть превратилась в криминальный институт

Новости

22.08.2017 18:22

Ветеранам КПРФ вручены заслуженные партийные награды

22.08.2017 10:07

Маленькие зарплаты — одна из главных причин утечки умов

22.08.2017 09:38

Евгений Гутов: Дорогу местным талантам!

21.08.2017 13:04

Вандалы испортили баннер коммуниста Сергея Клестова

21.08.2017 09:23

Вера Ганзя: Жители Новосибирской области против реформирования системы образования