30.08.2006 11:43
Автомобилисты не могли не заметить рост цен на бензин в середине августа этого года. В Новосибирской области и в соседних регионах ГСМ подорожали в среднем на рубль. Как показывает практика, вслед за повышением стоимости бензина обычно приходит повышение цен на все остальное – включая продукты питания и услуги. Ситуацию, сложившуюся на топливном рынке, проанализировал заместитель председателя комитета облсовета по экономике, секретарь Ленинского райкома КПРФ Сергей Александрович Клестов.
- Сергей Александрович, автомобилисты в последнее время почувствовали на своем кошельке повышение в начале августа стоимости ГСМ. Какие причины повышения цен называют производители? Какие причины видите вы?
- Объяснения у конкретного производителя или поставщика товара всегда находятся: дорожает электроэнергия, дорожают железнодорожные перевозки. Еще одно «классическое» объяснение – увеличение стоимости нефти на мировом рынке, сегодня она стоит больше 70 долларов за баррель. Были времена, когда объяснения повышения цен на бензин в России объяснялось низкими мировыми ценами. Тогда говорили, что нужно увеличивать внутренние цены на бензин, для того чтобы пополнять бюджет. Сейчас – все наоборот. Мировые цены высочайшие, доходы от нефтепродажи громадные. Казалось бы, внутренние цены можно было не связывать с мировыми, но нет – мировые цены растут, а мы теперь проводим повышение цен внутреннем рынке. В той же Америке на переработку поступает нефть по мировым ценам. У нас же цена добычи и переработки нефти гораздо ниже, а стоимость бензина одинаковая. Насколько выгоден этот нефтебизнес, если доходность в разы больше доходности в той же Америке? И причины повышения цен – это повышения доходности нефтебизнеса и не более того. Других причин, на мой взгляд, здесь найти сложно.
Мы сегодня во времена буржуазной демократии. А она характеризуется тем, что приводит к власти нужных людей. Власть не принадлежит ни партиям, ни правительству. Власть принадлежит собственникам крупного капитала, которые приводят нужного президента, нудный парламент, правительство. Кто у нас сегодня собственники крупного капитала? И они реализуют политику в своих экономических интересах. В том числе и через рост цен, в частности на нефтепродукты. Более того, всячески препятствуют всевозможным ограничениям. Я сам занимался созданием закона о государственном регулировании и оборота продукции естественных монополий, куда попадал и ГСМ. Он трижды отправлялся в Госдуму, его перенаправляли в правительство, а правительство отвечало, что данный проект закона не вписывается в экономическую стратегию реформ. В европейских странах на топливном рынке стабильные цены. Там очень жестко все контролируется и правительство и президент просто не рискуют проводить резкие повышения цен. В той же Америке народное недовольство просто смело бы президента, потому что это бьет по производству. Страдают крупные предприятия, сельхозпроизводители.
- Как повлияет нынешнее повышение стоимости ГСМ на сбор нового урожая?
- От диспаритета цен в первую очередь страдают крестьяне. Разница между стоимостью промышленной продукции и сельскохозяйственной в течение последних лет все увеличивается и увеличивается и конечно не в пользу сельхозтоваропроизводителей. Это касается и техники и запасных частей и, конечно, в первую очередь это ГСМ, которая регулярно повышается. Все уже даже привыкли к сезонности таких повышений, которые регулярно происходят осенью или весной на протяжении последних лет. И доходит до того, что крестьяне даже урожай не убирают с полей, потому что прикидывают, что это дороже получится. А стоимость зерна в последнее время падает. К примеру, совсем недавно оно стоило 3-4 тыс. за тонну, а сегодня уже опускается до 2000 руб., ну а нефтепродукты тем временем все дорожают. Я думаю, что в нынешнем году неприятные тенденции, которые и раньше наблюдались в сельском хозяйстве, лишь усилятся: себестоимость сельхозпродукции вырастет, объемы ее упадут из-за небольшого спроса, убытки увеличатся, и, самое главное, возрастет количество убыточных сельхозпредприятий.
- Областная администрация в лице начальника управления промышленности Сергея Семки заявляла о сдерживании цен на ГСМ. На самом ли деле это так? И как тогда объяснить августовское повышение цен?
- Такие заявления, а вернее стремления сдержать цены на ГСМ были всегда. И весной такие предпосылки были, и тогда как-то удалось договориться. Но каких-то законных рычагов совершенно нет. Государственного регулирования цен на бензин отсутствует. Хотя по электроэнергии постановления по ограничению роста цен выходят постоянно. Такое обещание было просто декларацией. А когда нет рычага и договориться не удалось – результаты, как говорится, на лицо. Хотя, я не думаю, что в областной администрации воспринимают это повышение не болезненно. Они знают, что это аукнется на сельхозпроизводителя, это сразу повлечет увеличения стоимости проезда, потому что любое предприятие - это процентов 10-15 транспортные затраты. Повышения себестоимости даже на несколько процентов сразу будет переложено на плечи производителей всех последующих товаров и в итоге – на потребителя, что опять повлечет волну недовольств или даже протестов.
- Повышение цен на бензин влечет за собой увеличение акцизных сборов. А акцизные сборы в определенном эквиваленте поступает в бюджет области. Увеличатся ли федеральные поступления в регион?
- Акцизы сейчас собираются централизованно – то есть через Москву. А потом уже распределяются по территориям – в зависимости от количества в округах транспорта, потребляемого топлива. Конечно, если цены растут, акцизы собираются больше и какая-то доля в следующем году при составлении очередного бюджета будет учтена, но она совершенно не компенсирует повышения. Это уже не говоря о тех финансовых потерях, которое понесет население. Разумеется, жителям региона никто ничего компенсировать не будет.
- Ждать ли горожанам и сельчанам следующего повышения?
- Конечно. Назовите мне хоть один вид товара, где последнее время не произошло бы понижение?! Рост цен всегда запускается инфляцией. Это обусловлено гонкой цен, ростом цен, которые раскручивают предприятия, производящие первоначальный продукт. Это сырье (в том числе, нефтепродукты и газ), это энергетика, это железнодорожные перевозки. Добиваясь повышения цен (ограничителей никаких нет) сырьевики стремятся максимально повысить цены из расчета, чтобы получить максимальную прибыль. А дальше объяснение может быть любое. Дальше услуга или сырье перепродается по завышенным ценам и получается некая цепочка. Сначала сырьевиеки, за ними перевозчики, далее повышения цен на товары и т.д. Потом это возвращается опять к сырьевикам. А поскольку они находятся в начале это цепочки - они имеют инфляционный доход, пока до них дойдет эта волна – у них есть определенный период времени делать сверхприбыль.