24.05.2006 18:52
О том насколько нужен закон «О контроле» для областного парламента и как идет подготовка законопроекта редакции ИА «КПРФ в Новосибирске» рассказал заместитель председателя областного Совета депутатов Владимир Карпов.
- Чем вызвана необходимость принятия областного закона «О контроле»?
— И федеральные разработчики этого законопроекта, и комитет по местному самоуправлению, который является головным в подготовке этого законопроекта, ставили перед собой две главных цели. Первая цель — если не ликвидировать, то, по меньшей мере, свести к минимуму расхождения между тем, что написано в законах и других нормативных правовых актах, принимаемых облсоветом и тем, как происходит их реализация. Расхождение между писаными законами и реальным поведением настолько огромно, что это очевидно не только профессионалам, занимающимся законотворчеством, но и любому человеку. Не случайно, один из главных упреков депутатам областного совета — это то, что принимаемые законы не исполняются или исполняются с грубыми нарушениями.
Вторая — контрольная функция новосибирского областного совета настолько многоцелевая и разбросана по различным законам и нормативным актам, что зачастую не только исполнители, но и депутаты не имеют полного представления что может облсовет делать в плане контроля. Поэтому необходимо в едином законе собрать все эти полномочия. Комитет по местному самоуправлению под руководством Вадима Агеенко проводил депутатские слушания по этому вопросу, из которых стало ясно, что проблема назрела и ее надо решать.
- То есть это не дополнительные полномочия, а большей частью их реорганизация?
- По большому счету можно сказать и так, что это некоторый свод полномочий, который бы обеспечивал выполнение областным Советом его задач более качественно. Хотя, например одна из статей, связанная с депутатским расследованием была лишь обозначена в законодательстве, но по большому счету не применялась, не исполнялась и не была прописана. Так что здесь с помощью данного закона у этой статьи появится существенная основа, которую можно будет приравнять к новому полномочию, так как будет налажен контроль за ее исполнением. Естественно есть целый ряд статей, где полномочия лишь обозначены, но не прописаны механизмы исполнения. А без механизма это просто декларация.
Так же, например, написано, что депутаты имеют право контролировать исполнение бюджета. Если бы в свое время мы не создали ни только целый спектр законов о бюджетном устройстве и бюджетировании, но и контрольно-счетную палату, то эта декларация повисла бы в воздухе. Так что мы как раз на контроле за исполнением бюджета и убедились насколько важно прописывать конкретные механизмы и обеспечивать и их исполнение.
В тоже время некоторые статьи в законодательстве даже будучи неплохо прописанными, но не востребованы и не исполняются. Одним из таких является закон об отзыве депутата областного Совета или представителей исполнительной власти выборного должностного лица.
Важность закона заключается еще и в том, что он является своего рода базовым для реализации областным Советом своих контрольных полномочий. Базовый закон есть в различных сферах, он определяет правила игры, например, в сфере бюджетного процесса базовым является, конечно же, федеральный, а уже за ним идут законы регионального уровня.
- Недавно было заседание рабочей группы. На какой стадии разработки находится данный законопроект?
— Он уже подготовлен. После обсуждения были высказаны определенные соображения и замечания, которые учтены еще до официального внесения в первом чтении. Эта наша обычная практика, поскольку наличие большого количества поправок перед вторым чтением свидетельствует о слабой проработке проекта закона.
- Есть ли уже оппоненты у этого законопроекта?
— Публично против пока никто не высказывался, но это не значит, что мы надеемся на легкое прохождение законопроекта на сессии областного совета. Противники, конечно же, есть. Существенное усиление работы облсовета в плане контроля не всем будет по вкусу, потому что не всем нравится, когда региональный парламент начнет интересоваться, куда расходуются средства, и насколько эти расходы соответствую целевому назначению, или каким образом обеспечивается управление областной собственностью и выполняются те или иные законы.
Для многих это будет не приятная процедура. Тем более, что после принятия закона (а я не сомневаюсь, что он будет принят) контроль в праве завершится серьезными административными и дисциплинарными мерами воздействия.
- Не постигнет ли этот закон участь его не востребованных собратьев? Не будет ли он положен на полку и забыт?
— Даже если и возникнет такое желание, не получится. Вернемся опять к наиболее разработанной сфере контроля — сфере финансов и межбюджетных отношений, где сама система требует необходимости следовать этому закону и принуждает к этому все структуры, не только администрацию, но и все муниципальные образования области. И заставляет работать всю эту махину государственной власти и местного самоуправления новосибирской области сам механизм, прописанный в законе. Так же и этот закон. Поскольку он закладывает механизмы, которые заставят не только в сфере финансовых и межбюджетных отношений регулярно работать эту машину, но и в других сферах, которые реализуются от случая к случаю.
- Помимо полномочий депутатам прибавиться еще и значительный груз ответственности?
— Да. На депутатский корпус этот закон налагает повышенную ответственность и будет заставлять выполнять депутатов выполнять довольно конфликтные функции, связанные с серьезными противоречиями. В то же время для народных избранников этот закон будет являться стимулятором активизации их деятельности.
- Достаточно ли сегодня у депутатов полномочий?
— Если сравнивать с советской системой, то, конечно же, не достаточно. Полномочия всех законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления значительно уступают советским. Что касается рыночной экономики, то предстоящий к принятию закон даст достаточно полномочий, чтобы не сидеть без дела.