19.04.2006 17:53
В партийном активе до сих пор не прекращаются споры о соотношении парламентских и непарламентских методов работы партии. При чем эти методы часто противопоставляются друг другу, вплоть до категорического отказа от парламентской работы.
Между тем, напряженность открытого противостояния масс режиму, особенно в столицах, все еще не достигает того уровня, на котором с неизбежностью происходят значимые политические изменения. Условия, в которых нам приходится действовать, во многом не отвечают качественным характеристикам нарастающей революционной ситуации. Это скорее состояние непрекращающегося, то с большей, то с меньшей степенью агрессивности наступления режима на социально-экономические и гражданские права населения и периодических ответных всплесков возмущения.
Не секрет, что режим умело защищается, тщательно камуфлируя свои цели патриотической риторикой и мнимой социальной озабоченностью, особо оберегает от народных возмущений политические центры страны, стремясь выиграть время. Надо полагать, что нынешняя власть возлагает немалые надежды на изменения в общественном сознании, обусловленные 30-ти летним периодом смены поколений.
И последнее. Путинский период особенно отличается интенсивным реформированием властных и политических структур, выстраиванием и закреплением жесткой вертикали буржуазной власти.
Понятно, что стратегия и тактика нашей работы должны отвечать на поставленные вызовы. Партии необходима мощная депутатская вертикаль. Пора переходить от слов к делу. Центр политической борьбы во многом сместился в регионы, в местные органы власти. Важнейшим приоритетом в этих условиях становится защита конкретных прав и интересов человека труда. Так сформулировал задачу десятый съезд партии.
Основой для построения и организации работы депутатской вертикали служат положения статьи 9.4 Устава КПРФ об образовании депутатских фракций или групп депутатов-коммунистов и наших сторонников в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Такие фракции или группы депутатов работают под руководством соответствующих или вышестоящих партийных Комитетов и в тесном контакте с ними. Но чтобы построить вертикаль, следует решительно отказаться от противопоставления парламентской и непарламентской форм борьбы и, максимально используя в политических интересах партии и народа все возможности буржуазной демократии, найти способы оптимального соединения этих форм. Чтобы непарламентская борьба становилась прочным фундаментом позиции наших фракций во всех уровнях представительной власти. И наоборот, чтобы возможности партии во всех уровнях представительной, законодательной власти в полной мере использовались для решения насущных проблем населения. Соединяя эти формы в своей работе, мы можем получить тот самый сплав, то самое единение населения и оппозиции, которое становится прологом побед на выборах. Этому следует научиться. Политическое преимущество партии как раз и состоит в соединении и эффективном использовании возможностей парламентской и непарламентской борьбы в каждом уровне ее организаций — отделений.
Замечу, что сама работа в законодательных, представительных органах власти и в органах местного самоуправления, требуя профессиональных знаний и навыков в решении непростых вопросов управления социально-экономическими процессами, объективно становится школой подготовки наших кадров. Крайне важно чтобы в таких школах обучился значительный слой партийцев. Других возможностей — увы, почти нет. Придя к власти в любом ее звене, мы должны уметь работать надежно, и профессионально.
И все же, берясь за решение проблем построения депутатской вертикали, давайте, прежде всего, зададим себе самые простые вопросы:
Для чего она, наша вертикаль? Чтобы из центра управлять всей нашей депутатской ратью? Но как, если только представительных органов местного самоуправления почти двадцать пять тысяч и восемьдесят девять региональных законодательных органов? Вертикаль — это сверху, или все же снизу, от людей? Где же берет начало наша депутатская вертикаль? Только ли в партийных решениях?
Очевидно, что оппозиция должна уметь эффективно координировать свои действия во всех уровнях власти. И было бы неплохо, если бы в результате таких действий удавалось влиять и влиять существенно на решения власти. Однако для этого, по меньшей мере, необходимо достаточно весомое наличие во власти депутатов от оппозиции. Сегодня ситуация в Государственной Думе и в большинстве регионов иная. И она предопределяет наши возможности, а значит и тактику борьбы оппозиционных депутатских групп.
Всякая вертикаль управления — это очевидно сверху. Однако прямое управление фракциями и депутатскими группами во всех уровнях органов власти и местного самоуправления не может установить даже партия власти. Центральные органы нашей партии вырабатывают политическую программу, определяют позицию, задают направление действий региональных и местных отделений и их комитетов, а они вырабатывают тактику действий наших депутатов во власти.
С чего же начать? В самом общем виде ответ прост: научиться сполна использовать все имеющиеся возможности буржуазной демократии, непрерывно расширять и укреплять правовое поле народовластия, наращивать работу депутатов и первичных отделений с населением в избирательных округах.
На практике же, вначале придется сформулировать задачу, определить достижимые рубежи. Не спешите с победными реляциями, в жизни все дается трудом и настойчивостью, придется многому учиться и переучиваться. Депутатскому активу, может быть еще небольшому, придется вгрызаться в Конституцию и законы, регулирующие порядок решения социально значимых проблем. Придется искать и находить позитивный опыт их решения в разных регионах и муниципальных образованиях. Активно опираясь на поддержку населения, инициировать и добиваться внедрения и расширения такого опыта у себя в области или в муниципальном образовании.
Ставя и гласно решая такие задачи в интересах людей, с позиции социальной справедливости, партийные отделения в своих муниципальных образованиях, конкретными делами утверждают свой авторитет и авторитет всей партии.
Отмечу, что нынешняя Конституция и федеральное законодательство о местном самоуправлении сохраняют многие правовые основания для организации работы с населением в рамках территориального общественного самоуправления, а в практике ряда регионов законодательно восстановлена и успешно используется система наказов избирателей. Использование их в совокупности с инициативной работой депутатов и первичных отделений на конкретных избирательных округах позволяет самым решительным образом закреплять там партийное влияние.
Законодательство о местном самоуправлении сохранило и развило возможности использования общественного мнения населения в решении социально значимых местных вопросов. Ряд глав и статей закона посвящены порядку организации и проведения собраний, конференций и референдумов среди населения на конкретных территориях проживания. Известно, что многие партийные комитеты располагают значительным опытом организации работы фракций депутатов-коммунистов, местных и первичных отделений партии с населением.
Так что строить нашу депутатскую вертикаль необходимо одновременно во всех уровнях власти, с опорой на отделения и комитеты партии. Не следует ждать команды «становись». Но мы всегда должны очень хорошо помнить, что реальное начало депутатская вертикаль берет там, где живут и работают наши избиратели, наши первичные отделения, наши многочисленные сторонники, там, где народ наделяет депутатов своими властными полномочиями, где первичные отделения вместе с депутатами берут на себя инициативу организации самоуправления населения в конкретных избирательных округах, берут на себя ответственность понуждать местную власть к решению значимых для людей вопросов.
На сегодняшний день в стране создано 24352 муниципальных образования, в каждом из которых избраны депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований. Среди депутатов и глав муниципальных образований значительное число коммунистов и наших сторонников. А это значит, что первые и главные в работе с населением звенья депутатской вертикали — первичные и местные отделения партии, наши депутаты в представительных органах местного самоуправления. Знание дела, ответственность, напористость в организации действительного самоуправления населения на местах, приоритет решению людских проблем, опора на избирателей — вот необходимые составляющие успеха.
Второй и не менее значимый уровень вертикали — местные и региональные отделения партии и фракции депутатов в региональных законодательных органах власти. На 1 января т.г. фракции и группы депутатов-коммунистов образованы в 30 законодательных органах власти субъектов РФ. Они ответственны за состояние правовой базы, формируют и отрабатывают ее для всех систем самоуправления в регионе, решают вопросы финансирования муниципальных образований, непосредственно участвуют в работе первичных отделений и местных депутатов с населением на избирательных округах.
Необходимо обратить особое внимание на то, что законом о местном самоуправлении предусмотрена возможность и даже необходимость формирования региональных советов муниципальных образований — структур предназначенных защищать интересы муниципальных образований на региональном уровне. Думаю, что партийные отделения в своей работе просто не вправе обойти стороной такую законную возможность.
Третий уровень вертикали — это Центральный Комитет партии и фракция депутатов Государственной Думы. Поскольку законотворчество на федеральном уровне имеет определяющее для всей страны значение, то фракция КПРФ в своей работе постоянно и тесно сотрудничает с Президиумом ЦК. Вне внимания депутатов-коммунистов в Государственной Думе не остается ни одного значимого законопроекта, принимаются меры их корректировки на разных стадиях от разработки до принятия. Особое значение придается внесению законодательных инициатив, поддержке значимых инициатив региональных законодателей. О подготовке или принятии антинародных законов широко информируется население, включается вся партийная вертикаль, проводятся общероссийские политические акции протеста. Но и на этом уровне работу можно улучшать. Было бы целесообразно особо выделять основные федеральные законопроекты по которым необходимо получить положительные или отрицательные отзывы законодателей регионов, заблаговременно их публикуя в интернете и формулируя по ним позицию фракции.
Однако, поставив задачу построения депутатской вертикали, мы должны особое внимание уделить качественной подготовке и самих депутатов в ходе депутатской работы, и резерва на выдвижение. Здесь нужна целая система мер, начиная с семинаров для депутатов всех уровней в регионах, обеспечения участия наших депутатов в региональных депутатских слушаниях, «круглых столах», обмене опытом законотворческой и депутатской работы. Было бы хорошо, чтобы распределение наших депутатов по комитетам Гос. Думы знали в региональных комитетах и местные депутаты, чтобы при необходимости, можно было обращаться по конкретным проблемам непосредственно к тем, которые ими занимаются в комитетах.
Думаю, что особое место в партийной печати займут профессиональные публикации депутатов-коммунистов по профильным проблемам их деятельности в органах власти и местного самоуправления, публикации об опыте совместной работы депутатов с региональными, местными и первичными отделениями партии в решении основных социально значимых проблем территорий, о работе с населением в избирательных округах. Позитивные примеры такой работы есть, и они должны быть услышаны, восприняты и применены на месте.
Задача центра — объединить работу партийных отделений, раскрыв всю необходимую федеральную и региональную правовую базу, обеспечить обмен опытом и даже общение на депутатской странице партийного сайта в интернете, а значит, прежде всего, объединить информационно.
Организация работы депутатской вертикали имеет своей целью задействовать весь арсенал политического влияния, прав и возможностей депутатских фракций, групп и депутатов всех уровней во взаимодействии с комитетами и отделениями партии для решения программных стратегических и тактических задач, эффективно использовать потенциал депутатских полномочий и партийных отделений в работе с населением. Но сегодня стоит задача ее построения, которая, прежде всего, требует: отладить систему взаимодействия депутатов с партийными отделениями, их комитетами и населением; систему информационного общения депутатов и комитетов разных уровней; систему обучения и обмена опытом; и, наконец, отладить надежный механизм скоординированных действий депутатов для достижения поставленных целей.